АЛЕКСАНДРОВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА
Откуда
может появиться нечистая сила? Вопрос сложный. Ответ простой —
отовсюду! Да вот хотя бы из-под веника. Не верите? А как же тогда быть
с домовенком Кузькой? И хотя ему только семь веков от роду и до
взрослого домового еще расти и расти, все равно он самая что ни на есть
настоящая нечистая сила. И появился он именно из-под веника, которым
девочка Наташа решила подмести пол в новой квартире.
Неплохое начало для сказки. Впрочем, эта сказка и не могла начаться
по-другому. Девочку на самом деле звали Наташа, вернее — Таньнаташа.
Как и ее сестру-близняшку. Они были и похожи, и неразлучны, так что
тратить время на выяснение, кто из них Таня, а кто Наташа, никому
просто не приходило в голову. Вот и появилось это странное, но очень
удобное и даже почти сказочное имя.
Но сказка жила не только в имени. Она незаметно и затейливо вплеталась
в обычную городскую жизнь. А ведь, казалось бы, Москва 30-х годов XX
века мало располагала к сказкам. Да
и семья девочек была вполне вписана и в то время, и в то пространство.
Отец, в недавнем прошлом красногвардеец, работал инженером по
лесосплаву и редко бывал дома. Мама — врач. Старшая сестра — школьница.
Огромный пятиэтажный дом на Большой Почтовой (квартира Александровых
располагалась высоко — аж на четвертом этаже). Налаженный, хотя и не
особенно богатый быт. Революционные праздники и демонстрации. Так
откуда же в этом вполне рациональном и строго организованном мире
взяться сказке?
От нянюшки. Само ее имя — Матрешенька — уже настраивало на определенный
лад. Тем более что она, Матрена Федотовна Царева, поволжская
крестьянка, всегда находила время побаловать своих подопечных сказкой
или присловьем. А еще она была рукодельницей и всячески пыталась
украсить их дом. Салфетками
да лентами, бумажными кружевами да яркими картинками. Мама иногда даже
возмущалась: «Это же мещанство, безвкусица!» А близняшкам нравилось.
Они и сами не раз пытались вырезать из бумаги узоры, правда, не всегда
удачно. Зато с рассказыванием сказок и всяческих историй дело обстояло
значительно лучше. Особенно у Тани. Она могла и знакомую сказку
превратить совсем в неведомую, и новую сочинить. У сестер даже словечко
такое тайное появилось. «Тарас», — говорила Наташа. Что значило: «ТАня
РАСсказывай!» И она рассказывала. И сестра, и подружки слушали
завороженно.
Почти так же завораживало сестер еще одно увлекательное занятие —
рисование. Порой кажется даже, что они начали рисовать раньше, чем
ходить. А когда стали постарше, им к тому же очень повезло с учителем. Девочки
пришли в одну из московских художественных студий и попали под крыло
Татьяны Александровны Луговской, удивительной женщины, талантливой
театральной художницы и педагога Божьей милостью. Под ее руководством
увлечение стало перерастать в профессию. Так что после окончания школы
и Таня, и Наташа поступили в институты «с художественным уклоном».
Наташа — в Архитектурный. Таня — в Институт кинематографии на отделение
мультипликации.
Успешно закончив ВГИК, Татьяна Ивановна сначала
работала на «Союзмультфильме», потом преподавала в Пединституте, вела
студию при Дворце пионеров. Но где бы она ни работала, чем бы ни
занималась, ее давнишняя знакомая — СКАЗКА — неотступно следовала по
пятам, то прячась в эскизах и набросках картин, то складываясь в целые
истории, которые художница придумывала для своих маленьких приятелей. А
как, скажите, по-другому Татьяна Ивановна могла удерживать этих шустрых
непосед все то время, пока рисовала их портреты?
И
постепенно из этих придуманных историй, из наблюдений за ребячьими
играми, из ее собственных детских воспоминаний стали складываться книги.
На самом деле только человек, который каждый день общается с малышами и
к тому же хорошо помнит свое детство, мог задуматься над вопросом:
«Чего не хватает игрушкам для полного счастья?» Одежда у них есть,
мебель и посуда тоже. Серьезно так задуматься и понять: «Да ведь у них
нет книг, их игрушечных книг!» Какая несправедливость!
Десять сказок для «Сундучка с книжками» и восемь школьных учебников для «Игрушечной школы» Татьяна
Ивановна
Александрова
И, наконец, в 1977 году к читателям пришел домовенок Кузька со всей
прочей веселой и доброй нечистью. Да и могла ли эта «нечисть» быть
злой?! Нет, не могла. И не пустила бы сказочница в свою книжку злую нечисть, не дала бы разрушить мир, придуманный с такой любовью и нежностью.
