„Конец Вечности" роман-предостережение


 

В

повести «Образ жизни» американ­ского писателя Роберта Блоха описан удивительный мир, со­зданный и управляемый соглас­но представлениям писателей-фантастов об идеальном обществе. Этот новый мир, где со­держание научно-фантастических сочинений воспринимается буквально как подлинная история человечества, во всех от­ношениях разумнее, справедливее и чище, чем старый мир, погибший в пламени термоядерной войны. И среди пяти апо­столов этого общества, больше всего сделавших для того, что­бы сохранить накопленные человечеством знания, ниспроверг­нуть милитаризм и одолеть господство монополистических корпораций,   назван   и   Айзек   Азимов.

Оказаться при жизни в роли положительного героя научно-фантастической литературы! вряд ли можно придумать лучшее и более остроумное выражение признательности пи­сателю-фантасту со стороны его собратьев по перу. Азимов, надо полагать, и не мечтал об этом, когда девятилетним маль­чиком увлекся научной фантастикой, а затем десять лет спу­стя сам стал пробовать свои силы в этом сложном и увлека­тельном литературном жанре. Юношеское увлечение Азимова очень скоро оказалось его второй профессией; окончив хими­ческий факультет, он одновременно стал писателем и уче­ным, специалистом в области биохимии. Из-под его пера, че­редуясь, выходили фантастические сочинения, специальные работы «Биохимия человека», «Мир углерода», двухтомная «Энциклопедия интеллигентного человека», а также многочис­ленные научно-популярные книги. Ученый-биохимик и писа­тель-фантаст, Азимов не страдал раздвоением личности, но за­то жестоко страдал от нехватки времени. Сначала он пожерт­вовал преподавательской работой; затем был вынужден све­сти до минимума свои лабораторные исследования. Когда же он решил, наконец, всецело посвятить себя литературному творчеству, научной фантастике он предпочел популяриза­цию  науки.  Впрочем,  вряд  ли  этот   выбор   окончательный.

Азимов сравнительно быстро завоевал всеобщее признание как ведущий представитель современной американской науч­ной фантастики. Он достиг этого не только и не столько благо­даря незаурядным литературным способностям, сколько глу­боко гуманистическим и остросоциальным содержанием своих произведений.   В   своем   литературном   творчестве,   при   всем многообразии тем, сюжетов и формы, он неизменно руковод­ствовался стремлением укрепить веру людей в лучшее буду­щее и одновременно предостеречь их об опасностях на пути к нему. На фоне космических кошмаров и мрачных пророчеств, нередких в послевоенной зарубежной фантастике, откровенно стремящихся «пощекотать нервы» читателей, сочинения Ази­мова   выделяются   жизнеутверждающим   оптимизмом.

В замечательном цикле новелл «Я робот», принесшем писателю всемирную известность, он рассеивает широко рас­пространенные на Западе опасения, связанные с созданием электронно-вычислительных машин, этих «искусственных ра­зумных существ». Роботы Азимова, опять-таки в нарушение всех традиций, это не механические злодеи, замышляющие извести человеческий род, а помощники людей, нередко более разумные   и   человечные,   чем   их   хозяева.

В повести «Во имя доброй цели», вышедшей в разгар хо­лодной войны, Азимов осуждает идею превентивной войны и макиавеллиевский принцип «цель оправдывает средства» во вза­имоотношениях между разумными существами. А его новелла «Уродливый мальчуган», рассказывающая о том, как в резуль­тате неудачного эксперимента мальчик-неандерталец оказался в XX веке, представляет собою осуждение всякого расизма и национальной исключительности, призыв к солидарности чело­веческого рода, всех разумных существ во вселенной.

В одном из обращений к читателям Азимов следующим об­разом сформулировал гуманистическую роль научной фантасти­ки в современном мире: «История достигла точки, когда чело­вечеству больше не разрешается враждовать, заявляет он. Люди на Земле должны Дружить. Я всегда старался это подчеркнуть в своих произведениях... Не думаю, что можно заставить всех людей любить друг друга, но я желал бы унич­тожить ненависть между людьми. И я совершенно серьезно полагаю, что научная фантастика есть одно из звеньев, кото­рые помогают соединить человечество. Проблемы, которые мы поднимаем в фантастике, становятся насущными проблемами всего человечества... Писатель-фантаст, читатель фантастики, сама   фантастика   служат   человечеству».

Как в построении сюжета, так и в манере письма, в фор­мировании образов Азимов был и остается не только весьма своеобразным, оригинальным писателем, но и наряду с Рэем Брэдбери, Станиславом Лемом, Иваном Ефремовым, Артуром Кларком и Пьером Булем классиком научной фантастики XX века, поднявшим ее на уровень лучших произведений художественной литературы. Творчество Азимова, как и мно­гих других писателей на Западе, продолжает прогрессивные традиции, заложенные в научно-фантастической литературе Гербертом Уэллсом.

Для Азимова научная фантастика не просто еще один, исключительно популярный в нашу эпоху литературный жанр, но вместе с тем, как это отмечал в своей автобиогра­фии Уэллс, своего рода умозрительная социология. «Социология, писал Уэллс, подводя итог своему творчеству, не мо­жет быть ни просто искусством, ни наукой в узком смысле этого слова, она собрание знаний, представляемых в вымыш­ленной форме с присутствием личного элемента, иначе говоря, литература в наиболее возвышенном смысле этого понятия». В соответствии с этим он и рассматривал «создание и крити­ку утопий» как такую литературную форму, в которую лучше . всего мог быть облачен «хороший социологический труд». Раз­деляя это мнение, Азимов в статье «Социальная научная фан­тастика» сравнивал изображение возможного будущего и иных форм общественного устройства со своего рода «соци­альным экспериментом на бумаге». Приучать читателя к возможности изменений, заставлять его размышлять вдоль разнообразных направлений — в этом он усматривал «вели­кую  служебную роль  научной фантастики».

Научная фантастика, по убеждению Азимова, призвана си­стематически исследовать возможные пути общественного развития, своевременно предостерегать об опасных тенденци­ях и самое главное сделать рациональное размышление о судьбах человечества достоянием возможно более широких масс. Возрастающая популярность этого жанра литературы в наш век лишь увеличивает моральную и социальную ответ­ственность   писателей.

Лишенные социологического содержания сочинения даже наиболее одаренных представителей этого жанра предстанут перед нами разве лишь разновидностью легкой развлекатель­ной литературы. Больше того, при таком поверхностном суж­дении легко проглядеть главное в их содержании, а именно предостережение против некоторых опасных социальных тен­денций антагонистического общества, которые (если позволить им беспрепятственно развиваться, если активно не противо­действовать им!) имеют известную долю вероятности приве­сти человечество к состоянию, изображенному в данном фан­тастическом   произведении.

Долгое время Азимов был жертвой примитивного представ­ления о социальной научной фантастике. Некоторые из его повестей и прежде всего роман «Конец Вечности» расцени­вались как мрачные пророчества, как реакционные технокра­тические утопии. Но судить о них так все равно что счи­тать «Дон-Кихот» романом о рыцарских похождениях, а «Ан­ну Каренину» выдавать за повесть о любовной интриге. На самом деле социальная фантастика Азимова представляет со-бой прямую противоположность тому, что ей приписывали некоторые либо чересчур наивные, либо явно недоброжела­тельные критики, обделенные фантазией. Его сочинения бы­ли задуманы и созданы не как обоснование реакционных уто­пий, а, пользуясь выражением Уэллса, как социальная крити­ка   подобных   утопий.

Существует много веских причин, объясняющих нам, по­чему социальная научная фантастика на Западе так и не смогла подняться до создания прогрессивных утопий о будущем общественном устройстве; ее высшим достижением остал­ся остросоциальный роман-предостережение. Было бы по­спешно сводить все к тому, что даже наиболее прогрессивно настроенные представители этого жанра, будучи талантливы­ми писателями и убежденными гуманистами, оставались срав­нительно посредственными социологами. Многое, по-видимому, объясняется общественными условиями, в которых они живут и творят. «Для человека, привыкшего смотреть на вещи с аме­риканской точки зрения, оптимистическое видение современно­го общества неприемлемо, с грустью признавался Ази­мов. Я использую фантастику для критики общества. Так же поступают в общем и все другие американские фан­тасты».

«Конец Вечности» научно-фантастический роман, так сказать, с «двойным дном». Конечно, уже сама по себе увле­кательная тема путешествия во времени возбуждает естест­венную любознательность читателя, а остродраматический сюжет и столкновение характеров захватывают воображение. Сокровенные мысли автора, однако, лежат значительно глуб­же внешнего развития событий в романе. Чтобы добраться до этого «второго дна» и составить себе верное представление о том, какими опасениями и надеждами Азимов хотел поде­литься с читателями, надо принять во внимание ту гнетущую духовную атмосферу, в которой находятся широкие слои творческой интеллигенции на Западе. Их тревога за судьбы человечества и цивилизации связана с тем вполне реальным обстоятельством, что научно-техническая революция XX века в условиях общества, где они живут, сопровождается колос­сальной концентрацией экономического богатства и полити­ческого могущества в руках господствующих, привилегирован­ных классов и слоев. Опираясь на эти, в перспективе безгра­ничные материальные ресурсы, предоставляемые в их распоряжение бурным развитием науки, капиталистические монополии вкупе с государством могут исподволь установить свое безраздельное господство в обществе. Их диктатура поко­илась бы не на физическом подавлении, а на духовном пора­бощении народных масс, не на примитивном ограблении, а на изощренной эксплуатации трудящихся под вывеской «госу­дарства всеобщего благоденствия». Для увековечения своего гос­подства правящая монополистическая олигархия прибегала бы не столько к полицейским репрессиям, сколько к мани­пуляции людьми, к внушению им надлежащего образа мыс­лей и поведения посредством тщательно разработанной систе­мы научных методов воздействия на сознание человека. В та­ком обществе угнетенные даже не подозревали бы о своем угнетении. Подобная диктатура горстки монополистов, узурпи­рующих право бесконтрольно распоряжаться благами циви­лизации и судьбами целых народов, по мнению многих людей на Западе, несравненно опаснее фашизма в его традицион­ной, привычной форме. Опаснее наряду с прочим и потому, что все еще не осознана народными массами.

Перспектива такого будущего, как кошмар, преследовала известного английского писателя Олдоса Хаксли в последние годы его жизни. Незадолго перед смертью он писал, что «тех­нический прогресс ущемляет маленького человека и помогает Большому Человеку» почти во всех сферах общественной де­ятельности. Эрих Фромм, один из наиболее популярных па Западе философов, в своих книгах и статьях постоянно предо­стерегает об опасности такого общества, где «человек строит машины, действующие как люди, и создает людей, действую­щих как машины». Эту цивилизацию кондиционированного воздуха и кондиционированного сознания обличает в романе «431°  по  Фаренгейту»   знаменитый  фантаст  Рэй  Брэдбери.

Азимов рассматривает социальные последствия научно-технической революции несравненно дальновиднее большин­ства философов и социологов па Западе. Для него всевластие технократической олигархии — это не фатальный исход, а лишь одно из возможных последствий научного прогресса в том случае, если его плодами завладеет в своекорыстных интересах привилегированное меньшинство, «высшая каста», каково  бы  ни было  ее  происхождение.

Как герой романа, так и его читатель приходят к осозна­нию этой опасности постепенно, убеждаются в ней ходом со­бытий. Вначале Харлан не подвергает сомнению ни разум­ность установленных в Вечности порядков, ни право Вечных по своему усмотрению кроить и перекраивать историю чело­вечества. Больше того, этот порядок кажется ему единственно справедливым, а деятельность Вечных продиктованной исключительно заботой о благополучии человеческого рода. Постоянное вмешательство их в судьбы людей воспринимает­ся им как тяжелое, но добровольно возложенное Вечными на себя бремя ради счастья всех прошлых, настоящих и буду­щих поколений. «Вечность, поучает он, — не забава и не развлечение для скучающих особ. Мы работаем дни и ночи. Мы осуществляем величайшую миссию. Мы изучаем до мель­чайших подробностей все Времена с основания Вечности и до последних дней рода человеческого и рассчитываем неосу­ществленные возможности, а число их бесконечно, но среди них нам надо отыскать самые лучшие, а затем мы ищем мо­мент Времени, когда ничтожное действие превратит эту воз­можность в действительность, но и лучшая действительность не предел, и мы снова ищем новые возможности, и так без конца...»

Под влиянием различных обстоятельств Харлан, однако, начинает колебаться в своих убеждениях, внушенных ему в процессе обучения и воспитания. Его все больше возмуща­ет иерархический строй с его «высшими» и «низшими» кас­тами, где на социальном дне находятся обычные люди «вре­мяне», похищаемые из реальности для обслуживания Вечных. Он узнает об интригах среди Вечных, об использовании ими аппаратов для подслушивания и слежки, об утонченных ме­тодах  расправы      с   нарушителями   установленных   порядков. В конце концов он обнаруживает, что сама Вечность больше похожа не на идеализированный средневековый монастырь, а на полицейское государство. Ему нечего возразить на об­винения, брошенные ему в лицо Нойс; Вечность предстает перед ним «такой, какой она была в действительности кло­акой закоренелых психопатов, спутанным клубком человече­ских жизней, беспощадно  вырванных  из своей среды».

В ходе драматических столкновений с действительностью, в процессе личных переживаний Харлан пересматривает мо­ральные ценности, которыми руководствовался прежде. Его уверенность в правоте и непогрешимости Вечных по отноше­нию к обитателям Времени поколеблена репликой Нойс: «Но ведь это же преступление!.. Как вы смеете? Кто позволил Вечным распоряжаться нашей судьбой?» Раздражение, кото­рое у него первоначально вызывали сожаления окружающих об отдельных последствиях вмешательства в реальность, пе­рерастает в сомнения в необходимости всей деятельности Веч­ных   вообще.

С незаурядным художественным мастерством и психоло­гическим тактом писатель показывает, как в душе его героя, наделенного обостренным чувством социальной справедливо­сти, нарастает протест. Побуждаемый сначала стремлением лишь реформировать, усовершенствовать социальный строй внутри Вечности, Харлан приходит к решению уничтожить Вечность.

В «Конце Вечности» Азимов обращается к «вечной» фи­лософской и моральной проблеме к конфликту между це­лью и средствами ее достижения в человеческой деятельно­сти. Эта проблема, над решением которой бились целые по­коления мыслителей в прошлом, приобрела исключительную остроту в нашу эпоху, когда развитие науки и техники вло­жило в руки людей ни с чем не сравнимые средства разру­шения и созидания, поставив человечество перед дилеммой: во имя каких целей они будут употреблены. Решение, кото­рое предлагает Азимов, глубже и убедительнее, чем в подав­ляющем большинстве философских трактатов и моральных нравоучений на эту тему. Его роман содержит в себе опро­вержение знаменитого иезуитского принципа «цель оправды­вает средства», которым обосновывались самые ужасные пре­ступления   в   истории.

Азимов не останавливается на том сравнительно элемен­тарном и очевидном для каждого случае, когда благородные цели лицемерно провозглашаются для маскировки эгоистиче­ских, корыстных интересов отдельных лиц или же привиле­гированных слоев. Его занимают гораздо более сложные си­туации, когда люди искренне убеждены в благородстве поставленных ими перед собой целей и когда эти цели в самом деле благородны. Могут ли вообще люди искать оправдания своим поступкам в тех целях, которыми они ру­ководствуются? Во имя чего, например, можно без зазрения совести   принести   в   жертву   50   миллиардов   людей?   Отвечая на этот вопрос, Азимов прежде всего показывает, что за благородными целями могут скрываться совершенно иные мотивы и побуждения, в которых люди не отдают себе от­чета. На первый взгляд Вечные в романе ставят перед собой «только одну цель улучшение реальности, увеличение суммы человеческого счастья». Они искренне верят в это. Однако затем оказывается, что вмешательство Вечных в жизнь людей могло подсознательно быть продиктовано им просто стремлением увековечить свое господство над чело­вечеством. И даже Твиссел, председатель Совета Времени, делится с Харланом своими сомнениями на этот счет: «А вдруг мы, несмотря па все наши самые честные и благородные намерения, остановили эволюцию человека, потому что боя­лись встретиться со сверхлюдьми?»

Идея путешествия во Времени, воплощенная в романе, позволяет писателю поставить проблему цели и средств в масштабе человеческой истории в целом. Как узнать, в са­мом деле, в чем состоит наибольшее благо, наивысшая цель с точки зрения всего человеческого рода? В эпилоге романа Азимов вкладывает в уста Нойс собственные размышления о месте и призвании человечества во вселенной: «Наивысше­го блага?.. А что это такое? Кто отвечает па этот вопрос? Ваши счетные машины, ваши анализаторы, ваш Кибермозг?» Трудность, связанная с ответом на эти вопросы, как считает Азимов, состоит, однако, не в том, чтобы найти формулу че­ловеческого счастья, равно пригодную для всех времен и на­родов. Даже если бы подобная формула была найдена, ока­залось бы, что ее невозможно применить.

Высшее благо для человечества в целом отнюдь не совпа­дает с суммой наибольшего благополучия для людей на каж­дом отдельном отрезке, в каждом столетии всемирной исто­рии, для каждого народа и поколения. Разве рабство в ан­тичном мире было наибольшим из всех возможных благ для подавляющего большинства людей в тот период? Не лучше ли было бы для индейцев XVIXIX веков, чтобы европейцы вообще не открывали Америку? Можно ли утверждать, что революции и гражданские войны совпадали во времени с уве­личением благополучия живших в тот период поколений? Погоня за наибольшей суммой благ для каждого текущего поколения заставила бы исключить из всемирной истории почти все периоды крутой ломки устоявшихся отношений и привела бы к резкому замедлению, если не к прекращению общественного прогресса. И не случайно вся будущая исто­рия человечества, описанная в романе, приобретает характер бесконечного повторения уже пройденных циклов. «Любая система, пишет автор, которая, подобно Вечности, по­зволяет кучке людей принимать решения за все человечество, выбирать за человечество его будущее, неизбежно приводит к тому, что высшим благом начинают считаться умерен­ность и безопасность синонимы посредственности». Проти­воречие   между   целью   и   средствами,   как   считает   Азимов, нельзя разрешить, просто заменив одну цель другой. Реше­ние проблемы вовсе не состоит в том, что взамен цели «наивысшее благо», которую преследуют Вечные, люди из скрытых столетий навязывают человечеству иную, лучшую цель. Каковы бы ни были цели, которыми действительно руководствуются люди, их реальное значение в истории ис­черпывается тем, что позволяет давать моральную оценку их поведению и поступкам.

В масштабе всемирной истории каждая определенная цель, коль скоро она осуществлена, превращается в средство достижения последующих целей. Согласно материалистиче­скому пониманию истории развитие общества это не про­дукт идеальных побуждений людей, а результат тех мате­риальных средств, которые были на всем ее протяжении употреблены ими во имя разных целей. Именно эти средства, приводимые в движение людьми, независимо от их субъек­тивных намерений, единственная действующая причина в истории, лишь она одна может сказаться на ходе обществен­ного развития. Лучшая цель поэтому та, которая предпола­гает употребление наилучших, возможно более гуманных средств   для   своего   достижения.

Заставляя читателя задуматься над этими проблемами, роман Азимова тем самым помогает осознать, что нет и не может быть таких целей, которые оправдали бы в глазах человечества термоядерную войну, диктатуру кучки олигар­хов, вооруженную интервенцию, подавление демократических прав народа, расовую ненависть и прочее социальное зло. Каждый человек, пусть в небольшой степени, в своем роде Харлан; от его решений и действий тоже зависит, будет или не будет увековечен антагонистический общественный строй со   всеми  его   катаклизмами  и   несправедливостями.

Прочитав роман Азимова, читатель, разумеется, вправе также спросить: допустимы ли с научной точки зрения те предположения, которые положены автором в основу сюжета? На этот вопрос, рискуя разочаровать некоторых, приходится ответить отрицательно. В романе «Конец Вечности» можно обнаружить два слабых места. Одно из них слишком воль­ное обращение с понятием «время», другое связано с социо­логической концепцией автора. В соответствии с современ­ными философскими и физическими представлениями об объективном мире время и пространство являются не абсо­лютными, а относительными свойствами движущейся мате­рии. При всей относительности времени оно, однако, обла­дает исключительно важным объективно присущим ему при­знаком, а именно необратимостью. Иначе говоря, все процессы, происходящие во времени, протекают в одном направлении: от прошлого через настоящее в будущее. Упот­ребляя по отношению ко времени такое определение, как «четвертое измерение», нельзя рассматривать его упрощенно в виде какого-то своеобразного пространственного вместили­ща, где одновременно  сосуществуют  все прошлые и будущие состояния каждого явления! В любой данный момент времени реально существует только настоящее; прошлое же и буду­щее объективно существует только в качестве элементов это­го настоящего; первое как его основание, причина, а вто­рое потенциально, как возможность.

Любое путешествие во времени согласно теории относи­тельности допускается лишь как результат того реального процесса, что в различных движущихся системах время про­текает хотя и в одном направлении, но при определенных условиях с разной скоростью. Путешественник во времени, образно говоря, может перенестись в далекое будущее, но он никогда не может вернуться даже в самое непосредственное прошлое; самое большее, на что он может рассчитывать, это наблюдать следы прошлого в настоящем, а также рекон­струировать элементы прошлого по этим следам. Использо­вать, например, энергию предстоящей в отдаленном будущем «вспышки Солнца» так же нелепо, как печь хлеб из муки урожая   будущего   года.

Необратимость времени это не постулат той или иной физической теории, но краеугольный принцип научного зна­ния. Нарушение этого принципа равносильно отказу от науч­ного детерминизма, от причинности, на чем зиждется все здание науки. Как ученый и энциклопедически образованный человек, Азимов прекрасно сознает это и, чтобы не вводить читателя в заблуждение, формулирует от имени Августа Сен-нора, одного из персонажей романа, неразрешимые научные парадоксы, которые влечет за собою гипотетическое предполо­жение об обратимости времени.

Другое, столь же произвольное допущение в романе это неправомерное преувеличение роли случайности в разви­тии общества. Азимов, по-видимому, разделяет весьма рас­пространенное на Западе среди философов, социологов и исто­риков мнение, будто история человечества всецело зависит от случайного стечения обстоятельств; так что даже самые ничтожные изменения, складываясь в длинные причинно-следственные связи, могут совершенно изменить ход истори­ческого развития. Собственно говоря, именно на этом пред­ставлении построено описанное в романе вмешательство Веч­ных в судьбу человечества: произвести Минимально Необхо­димое Воздействие с таким расчетом, чтобы оно повлекло за собою Максимально Ожидаемую Реакцию. Оказывается, «достаточно заклинить муфту сцепления в двигателе», или «испортить тормоза в автомобиле одного конгрессмена», или даже «переместить ящик с одной полки на другую», чтобы произвести крутой поворот во всей последующей истории че­ловечества.

Страницы романа, где описываются последствия подобного вмешательства Вечных в историю, буквально напрашива­ются на сравнение с не менее фантастическими рассуждения­ми знаменитого историка Арнольда Тойнби о том, что все­мирная   история   приобрела  бы   совершенно   иной   вид,   если... Александр Македонский не умер бы в возрасте 32 лет, турки не захватили бы Вену в 1683 году, а у Вильсона было бы лучше здоровье.

Для того чтобы убедиться в наивности и несостоятель­ности такого рода предположений, в данном случае нет на­добности пускаться в пространные доказательства закономер­ного характера развития общества. Достаточно сформулиро­вать несколько вопросов, на которые может быть дан только один вполне определенный ответ: если бы Гутенберг не изо­брел типографского шрифта, неужели мы до сих пор пере­писывали бы все книги от руки; если бы Колумб не открыл Америку, неужели мы до сих пор не подозревали бы о ее существовании; если бы не родились Уатт, Фарадей, Дизель и десятки других ученых, неужели мы до сих пор передви­гались бы только на лошадях, жили бы при свете свечей и т. п. Конечно, нет! В этом нас убеждает уже тот простой и очевидный факт, что все великие открытия непосредствен­но отвечали потребностям своей эпохи, логично напрашива­лись из предшествовавшего развития и, как правило, совер­шались   неоднократно   и   параллельно  разными  людьми.

Отказывать роману «Конец Вечности» в эпитете «научно-фантастический» под предлогом содержащихся в нем неко­торых произвольных допущений было бы все равно, что сомневаться в реалистичности какого-либо художественного произведения только на том основании, что его герои вы­мышленные лица. «Конец Вечности» это не трактат о свой­ствах времени и о роли случайности в истории, а научно-фантастический роман о возможных социальных послед­ствиях   научно-технической   революции   нашего   века.

Без тех гипотетических предположений, которые сделал автор, не было бы ни увлекательного романа, ни своевремен­ного предостережения о реальных опасностях на пути к вели­кому будущему человечества. И за то и за другое мы можем быть только признательны Азимову как писателю, ученому и гуманисту.

Араб-оглы Э. А.