Аркадий Тимофеевич Аверченко

Смерть африканского охотника

Рассказ

Иллюстрации Е. О. Ведерникова


ОГЛАВЛЕНИЕ:

I. Общие рассуждения. Скала
II. Первое разочарование
III. Второе разочарование. Смерть



I

Общие рассуждения. Скала

        Мой друг, моральный воспитатель и наставник Борис Попов, провозившийся со мной все мои юношеские годы, часто говорил своим глухим, ласковым голосом:
        — Знаете, как бы я нарисовал картину «Жизнь»? По необъятному полю, изрытому могилами, тяжело движется громадная стеклянная стена... Люди с безумно выкатившимися глазами, напряженными мускулами рук и спины хотят остановить ее наступательное движение, бьются у нижнего края ее, но остановить ее невозможно. Она движется и сваливает людей в подвернувшиеся ямы — одного за другим... Одного за другим! Впереди ее — пустые отверстые могилы; сзади — наполненные, засыпанные могилы. И кучка живых людей у края видит прошлое: могилы, могилы и могилы. А остановить стену невозможно. Все мы свалимся в ямы. Все.
        Я вспоминаю эту ненаписанную картину и, пока еще стеклянная стена не смела меня в могилу, хочу признаться в одном чудовищном поступке, совершенном мною в дни моего детства. Об этом поступке никто не знает, а поступок дикий и для детского возраста неслыханный: у основания большой желтой скалы, на берегу моря, недалеко от Севастополя, в пустынном месте — я закопал в песке, я похоронил одного англичанина и одного француза...
        Мир праху вашему — краснобаи и обманщики!
        Стеклянная стена движется на меня, но я прикладываю к ней лицо и, сплюснув нос, вижу оставшееся позади: моего отца, индейца Ва-пити и негра Башелико. А за ними в тяжелых прыжках и извивах мощных тел мечутся львы, тигры и гиены.
        Это все главные действующие лица той истории, которая окончилась таинственными похоронами у основания большой скалы на пустынном морском берегу.


* * *

        Мои родители жили в Севастополе, чего я никак не мог понять в то время: как можно было жить в Севастополе, когда существуют Филиппинские острова, южный берег Африки, пограничные города Мексики, громадные прерии Северной Америки, мыс Доброй Надежды, реки Оранжевая, Амазонка, Миссисипи и Замбези?..
        Меня, десятилетнего пионера в душе, местожительство отца не удовлетворяло.
        А занятие? Отец торговал чаем, мукой, свечами, овсом и сахаром.
        Конечно, я ничего не имел против торговли... но вопрос: чем торговать? Я допускал торговлю кошенилью, слоновой костью, вымененной у туземцев на безделушки, золотым песком, хинной коркой, драгоценным розовым деревом, сахарным тростником... Я признавал даже такое опасное занятие, как торговля черным деревом (негроторговцы так называют негров).
        Но мыло! Но свечи! Но пиленый сахар!
        Проза жизни тяготила меня. Я уходил на несколько верст от города и, пролеживая целыми днями на пустынном берегу моря, у подножия одинокой скалы, мечтал...
        Пиратское судно решило пристать к этому месту, чтобы закопать награбленное сокровище: скованный железом сундук, полный старинных испанских дублонов, гиней, золотых бразильских и мексиканских монет и разной золотой, осыпанной драгоценными камнями утвари...
        Грубые голоса, загорелые лица, хриплый смех и ром, ром без конца...
        Я, спрятавшись в одному мне известном углублении на верхушке скалы, молча слежу за всем происходящим: мускулистые руки энергично роют песок, опускают в яму тяжелый сундук, засыпают его и, сделав на скале таинственную отметку, уезжают на новые грабежи и приключения. Одну минуту я колеблюсь: не примазаться ли к ним? Хорошо поездить вместе, погреться под жарким экваториальным солнцем, пограбить мимо идущих «купцов», сцепиться на абордаж с английским бригом, дорого продавая свою жизнь, потому что встреча с англичанами — верный галстук на шею.

        С другой стороны, можно к пиратам и не примазываться. Другая комбинация не менее заманчива: вырыть сундук с дублонами, притащить к отцу, а потом купить на «вырученные деньги» фургон, в которых ездят южно-африканские боэры, оружия, припасов, нанять нескольких охотников для компании да и двинуться на африканские алмазные поля.
        Положим, отец и мать забракуют Африку! Но Боже ты мой! Остается прекрасная Северная Америка с бизонами, бесконечными прериями, мексиканскими вакеро и раскрашенными индейцами. Ради такой благодати стоило бы рискнуть скальпами — ха-ха!
        Солнце накаливает морской песок у моих ног, тени постепенно удлиняются, а я, вытянувшись в холодке под облюбованной мною скалой, книга за книгой поглощаю двух своих любимцев: Луи Буссенара и капитана Майн Рида.
        «...Расположившись под тенью гигантского баобаба, путешественники с удовольствием вдыхали вкусный аромат жарившейся над костром передней ноги слона. Негр Геркулес сорвал несколько плодов хлебного дерева и присоединил их к вкусному жаркому. Основательно позавтракав и запив жаркое несколькими глотками кристальной воды из ручья, разбавленной ромом, наши путешественники, и т. д.».
        Я глотаю слюну и шепчу, обуреваемый завистью:
        — Умеют же жить люди! Ну-с... позавтракаем и мы.
        Из тайного хранилища в расселине скалы я вынимаю пару холодных котлет, тарань, кусок пирога с мясом, бутылку бузы и — начинаю насыщаться, изредка поглядывая на чистый морской горизонт: не приближается ли пиратское судно?
        А тени все длиннее и длиннее...
        Пора и в свой блокгауз на Ремесленной улице.
        Я думаю, — скала эта на пустынном берегу стоит и до сих пор, и расселина сохранилась, и на дне ее, вероятно, еще лежит сломанный ножик и баночка с порохом — там все по-прежнему, а мне уже тридцать два года, и все чаще кто-нибудь из добрых друзей восклицает с радостным смехом:
        — Гляди-ка! А ведь у тебя тоже появился седой волос.


II

Первое разочарование

        Не знаю, кто из нас был большим ребенком, — я или мой отец.
        Во всяком случае, я, как истый краснокожий, не был бы способен на такое бурное проявление восторга, как отец в тот момент, когда он сообщил мне, что к нам едет настоящий зверинец, который пробудет всю Святую неделю и, может быть (в этом месте отец подмигнул с видом дипломата, разоблачающего важную государственную тайну), останется и до мая.
        Внутри у меня все замерло от восторга, но наружно я не подал виду.
        Подумаешь, зверинец! Какие там звери? Небось, и агути нет, и гну, и анаконды — матери вод, не говоря уж о жирафах, пеккари и муравьедах.
        — Понимаешь — львы есть! Тигры! Крокодил! Удав! Укротители и хозяин у меня кое-что в лавке покупают, так говорили. Вот это, брат, штука! Индеец там есть — стрелок, и негр.
        — А что негр делает? — спросил я с побледневшим от восторга лицом.
        — Да уж что-нибудь делает, — неопределенно промямлил отец. — Даром держать не будут.
        — Какого племени?
        — Да племени, брат, хорошего, сразу видно. Весь черный, как ни поверни На первый день пасхи пойдем — увидишь.
        Кто поймет мое чувство, с которым я нырнул под красную кумачовую с желтыми украшениями отделку балагана? Кто оценит симфонию звуков хриплого аристона, хлопанья бича и потрясающего рева льва?
        Где слова для передачи сложного дивного сочетания трех запахов: львиной клетки, конского навоза и пороха?..
        Эх, очерствели мы!..
        Однако когда я опомнился, многое в зверинце перестало мне нравиться.
        Во-первых — негр.
        Негр должен быть голым, кроме бедер, покрытых яркой бумажной материей. А тут я увидел профанацию: негра в красном фраке, с нелепым зеленым цилиндром на голове. Во-вторых, негр должен быть грозен. А этот показывал какие-то фокусы, бегал по рядам публики, вынимая из всех карманов замасленные карты, и вообще относился ко всем очень заискивающе.
        В-третьих — тяжелое впечатление произвел на меня Ва-пити, — индеец, стрелок из лука. Правда, он был в индейском национальном костюме, украшен какой-то шкурой и утыкан перьями, как петух, но... где же скальпы? Где ожерелье из зубов серого медведя-гризли?
        Нет, все это не то.
        И потом: человек стреляет из лука — во что? — в черный кружок, нарисованный на деревянной доске.
        И это в то время, когда в двух шагах от него сидят его злейшие враги, бледнолицые!
        — Стыдись, Ва-пити, краснокожая собака! — хотел сказать я ему. — Твое сердце трусливо, и ты уже забыл, как бледнолицые отняли у тебя пастбище, сожгли вигвам и угнали твоего мустанга. Другой порядочный индеец не стал бы раздумывать, а влепил бы сразу парочку стрел в физиономию вон тому акцизному чиновнику, сытый вид которого доказывает, что гибель вигвама и угон мустанга не обошлись без его содействия.
        Увы! Ва-пити забыл заветы своих предков. Ни одного скальпа не содрал он сегодня, а просто раскланялся на аплодисменты и ушел. Прощай, трусливая собака!
        Чем дальше, тем больше падало мое настроение: худосочная девица надевала себе на шею удава, будто это был вязаный шерстяной платок.
        Живой удав — и он стерпел это, не обвил негодницу своими смертоносными кольцами? Не сжал ее так, чтобы кровь из нее брызнула во все стороны?! Червяк ты несчастный, а не удав!
        Лев! Царь зверей, величественный, грозный, одним прыжком выносящийся из густых зарослей и, как гром небесный, обрушивающийся на спину антилопы... Лев, гроза чернокожих, бич стад и зазевавшихся охотников, прыгал через обруч! Становился всеми четырьмя лапами на раскрашенный шар! Гиена становилась передними ногами ему на круп!..
        Да будь я на месте этого льва, я так тяпнул бы этого укротителя за ногу, что он другой раз и к клетке близко бы не подошел.
        К гиена тоже обнаглела, как самая последняя дрянь...
        Прошу не осуждать меня за кровожадность... Я рассуждал, так сказать, академически.
        Всякий должен делать свое дело: индеец снимать скальп, негр — есть попавших к нему в лапы путешественников, а лев — терзать без разбору того, другого и третьего, потому что читатель должен понять: пить-есть всякому надо.
        Теперь я и сам недоумеваю: что я надеялся увидеть, явившись в зверинец? Пару львов, вырвавшихся из клетки и доедающих в углу галерки не успевшего удрать матроса? Индейца, старательно снимающего скальпы со всего первого ряда обезумевших от ужаса зрителей? Негра, разложившего костер из выломанных досок слоновой загородки и поджаривающего на этом костре мучного торговца Слуцкина?
        Вероятно, это зрелище было бы единственное, которое меня бы удовлетворило...
        А когда мы выходили из балагана, отец сообщил мне ликующим тоном:
        — Представь себе, я пригласил сегодня вечером к нам в гости хозяина, индейца и негра. Повеселимся.
        Это была та же отцовская черта, которая приводила его к покупке на базаре каракатиц, которых мы потом вдвоем с отцом и съедали. Я — из любви к приключениям, он — из желания доказать всем домашним, что покупка его не носит определенного характера бессмысленности.
        — Да-с Пригласил. Интересные люди.
        С таким видом, вероятно, Ротшильд теперь приглашает к себе Шаляпина.
        Дух меценатства свил себе в отце прочное гнездо.


III

Второе разочарование. Смерть

        Удар за ударом!
        Индеец Ва-пити и негр Башелико явились к нам в серых пиджаках, которые сидели на них, как перчатка на карандаше.
        Они по примеру хозяина зверинца христосовались с отцом и мамой.
        Негр — каннибал — христосовался!
        Краснокожая собака — Ва-пити, которого засмеяли бы индейские скво (бабы), — христосовался!
        Боже, Боже! Они ели кулич. После жареного миссионера — кулич! А грозный индеец Ва-пити мирно съел три крашеных яйца, измазав себе всю кирпичную физиономию синим и зеленым цветом. Это — вместо раскраски в цвета войны.
        Кончилось тем, что отец, хватив киевской наливки свыше меры, затянул «Виют витры, виют буйны», а индеец ему подтягивал!!
        А негр танцевал с теткой польку-мазурку... Правда, при этом ел ее, но только глазами...
        И в это время играл не тамтам, а торбан под умелой рукой отца.
        А грозный немец, хозяин зверинца, просто спал, забыв своих львов и слонов.


* * *

        Утром, когда еще все спали, я встал и, надев фуражку, тихо побрел по берегу бухты.
        Долго брел, грустно брел.
        Вот и моя скала, вот и расселина — мое пище- и книгохранилище.
        Я вынул Буссенара, Майн Рида и уселся у подножия скалы. Перелистал книги... в последний раз.
        И со страниц на меня глядели индейцы, поющие: «Виют витры, виют буйны», глядели негры, танцующие польку-мазурку под звуки хохлацкого торбана, львы прыгали через обруч и слоны стреляли хоботом из пистолета...
        Я вздохнул.
        Прощай, мое детство, мое сладкое, изумительно интересное детство...
        Я вырыл в песке под скалой яму, положил в нее все томики француза Буссенара и англичанина капитана Майн Рида, засыпал эту могилу, встал и выпрямился, обведя горизонт совсем другим взглядом... Пиратов не было и не могло быть; не должно быть. Мальчик умер. Вместо него — родился юноша.


* * *

        В слонов лучше всего стрелять разрывными пулями.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


ПРИМЕЧАНИЯ

        СМЕРТЬ АФРИКАНСКОГО ОХОТНИКА.
        Печатается по: Аверченко А. О хороших, в сущности, людях. Изд. 6. Пг., 1915.



Обложка

        Аверченко А. Т.
        Бритва в киселе. Избранные произведения / Сост., вступ. ст. и прим. С. С. Никоненко; Ил. Е. О. Ведерникова. — М.: Правда, 1990. — 480 с., ил. — Литературно-художественное издание.
        ISBN 5-253-00162-X
        В книгу избранных произведений известного русского писателя, «короля смеха», как его называли в первой четверти двадцатого века, Аркадия Тимофеевича Аверченко (1881 — 1925) вошли лучшие рассказы из сборников «Веселые устрицы», «Круги по воде», «Шалуны и ротозеи», «Позолоченные пилюли», «Отдых на крапиве», «Рассказы циника» и др. Сборник представляет собой самое полное издание произведений писателя в советское время.
        Составитель Никоненко Станислав Степанович
        Редактор Г.К.Захарова. Оформление художника Ю.К.Бажанова. Художественный редактор И.С.Захаров. Технический редактор Е.Н.Щукина.


Текст подготовил Ершов В. Г. Дата последней редакции: 21.09.2006
О найденных опечатках сообщать в библиотеку: http://publ.lib.ru/