Роман КАРМЕН

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Послесловие к циклу Ю. Семенова «Альтернатива»



     В свое время Сенека сказал: «Для меня нет  интереса  знать  что-либо,
хотя бы самое полезное, если только я один буду это  знать.  Если  бы  мне
предложили высшую мудрость под непременным условием, чтобы я молчал о ней,
я бы отказался».
     За свои сорок лет жизни Юлиан Семенов  успел  узнать  многое,  и  это
многое он щедро отдает в своих книгах многомиллионному читателю. Историк и
востоковед по образованию, он начинал как преподаватель  афганского  языка
на историческом факультете  МГУ  и  как  исследователь  Среднего  Востока.
Распространенное мнение, что  труд  историка  —  труд  кабинетный,  тихий,
спокойный, — мнение отнюдь не верное.  Историк подобен  хирургу,  зодчему,
военачальнику  —  он  всегда  в  поиске,  он  ощущает  в  себе   страстное
столкновение разностей, из которых только и может родиться единая и точная
концепция того или иного эпизода  истории.  Казенное  определение  «эпизод
истории» на самом деле включает в себя борение  страстей  пушкинского  или
шекспировского накала, сопряженность миллионов и личности,  подвижничества
и прозябания, прозрения и обыденности, добра и зла.
     Чехов утверждал, что тот, «кто выше всего ставит покой своих близких,
должен совершенно отказаться от идейной жизни».
     Юлиан Семенов, высаживавшийся на  изломанный  лед  Северного  полюса,
прошедший в качестве специального корреспондента «Правды» пылающие джунгли
героического Вьетнама, сражавшийся бок о бок вместе с  партизанами  Лаоса,
передававший мастерские репортажи из Чили  и  Сингапура,  Лос-Анджелеса  и
Токио, из Перу и с Кюрасао, из Франции и с Борнео, знавший  затаенно-тихие
улицы  ночного  Мадрида,  когда  он  шел  по  следам  бывших  гитлеровцев,
скрывшихся от справедливого возмездия, живет по-настоящему идейной жизнью.
     Именно поэтому его герой Максим Максимович Исаев-Штирлиц стал любимым
героем советской молодежи — писатель отдает своему  герою  частицу  своего
«я», и чем больше он отдает себя  своему  герою,  тем  ярче,  жизненнее  и
объемнее он становится.
     Писатель, посвятивший себя созданию политических романов, в подоплеке
которых — реальные факты истории, оказывается в  положении  особом:  давно
прошедшее он должен сделать сегодняшним, в былое он обязан вдохнуть  живую
реальность.  Вне героя, который шел бы сквозь пласт истории, труд писателя
обречен — обычная  фотоиллюстрация  в  век  цветной  фотографии  смотрится
беспомощно и жалко.
     В политических хрониках Юлиана Семенова категория интереса,  то  есть
острый сюжет; информация, то есть  широкое  знание  и  понимание  проблем;
чувства, то есть душевное наполнение героев, — сплавлены так, что не видно
«швов», это словно работа мастера горячей  сварки.  Исследование  истории,
политики  и  человеческих  судеб  в  условиях  нашего  великого   времени,
потрясшего мир, — вот что такое романы Ю. Семенова о Штирлице.
     Писатель проводит своего  героя  сквозь  грозные  и  прекрасные  годы
революции.  Романы «Бриллианты для диктатуры пролетариата»  и  «Пароль  не
нужен», написанные на одном дыхании, как, впрочем, и все  у  Семенова,  не
есть плод одной фантазии — писатель следует  за  строками  документов  той
эпохи.
     От романа к роману Ю.  Семенов  прослеживает  становление  и  мужание
Максима Исаева, коммуниста, солдата, антифашиста. Мы видим Исаева-Штирлица
во время гражданской войны в Испании: в дни боев под Уэской и  Харамой  мы
вместе с Михаилом Кольцовым  встречали  таких  Штирлицев  —  замечательных
дзержинцев, принявших  бой  с  гитлеровцами,  первый  бой,  самый  первый.
Читатель будет следить за событиями, разыгравшимися в  тревожные  весенние
дни сорок первого года, когда Гитлер начал войну против Югославии, — роман
«Альтернатива», написанный Ю.  Семеновым в Белграде и  Загребе,  открывает
множество неизвестных доселе подробностей в сложной политической структуре
того периода; мы увидим Штирлица в самые первые дни Великой  Отечественной
войны, мы встретимся с ним в Кракове, обреченном нацистами на уничтожение,
мы поймем, какой  вклад  внес  Штирлиц  в  спасение  этого  замечательного
города, помогая группе  майора  Вихря,  мы  будем  следить  за  опаснейшей
работой Штирлица в те «семнадцать  мгновений  весны»,  которые  так  много
значили для судеб мира  в  последние  месяцы  войны,  когда  я,  фронтовой
киножурналист, шел с нашими войсками по дорогам поверженного гитлеровского
рейха, и наконец спустя двадцать лет мы вновь встретим Максима Максимовича
Исаева, когда он, демобилизовавшись, вернулся к мирному  труду  ученого  и
журналиста, но жизнь столкнула его вновь — лицом к лицу  —  с  последышами
гитлеризма, с теми, кто делает  «бомбу  для  председателя»,  с  маньяками,
обуреваемыми идеями расового превосходства и  слепого  националистического
неонацизма.
     Создавая свои политические хроники, Юлиан Семенов прошел  все  дороги
своего героя: я помню, с какой настойчивостью  он  выступал  против  «отца
душегубок» Рауфа, скрывавшегося от справедливого возмездия в Пунта-Аренас,
столице Огненной Земли, я помню,  как  вместе  с  перуанским  антифашистом
Сесарем Угарте  он  разоблачал  подручного  Кальтенбруннера  —  гестаповца
Швендта, затаившегося в Лиме.
     Именно поэтому политические хроники  Семенова  отличает  скрупулезное
знание материала, именно поэтому  так  бескомпромиссна  авторская  позиция
писателя-антифашиста.
     Особенно мне хотелось бы отметить язык романов: емкий, приближенный к
манере современного кинематографа, насыщенный огромным зарядом информации,
рапирный — в острых и динамичных диалогах, доказательный  —  в  раздумьях,
лирический — в акварельных и тонких описаниях природы.
     Все это — в значительной мере —  объединяет  романы  Семенова  единым
стержнем, ибо эклектика, формализм, склонность к языковому «модерну» чужды
нашей советской литературе.
     Именно это вкупе, естественно, с открытием новых пластов  истории,  с
глубокими  философскими  раздумьями,  с    интереснейшими    человеческими
характерами сделало прозу Ю. Семенова объектом пристального интереса наших
кинематографистов — такие фильмы, как «Семнадцать мгновений весны», «Майор
Вихрь», «Пароль не нужен», пользуются заслуженной и доброй славой в  нашей
стране и за рубежом.
     Юлиан Семенов выступает в этой хронике-эпопее как социолог,  историк,
политический  журналист  —  этот  сплав  породил  новое  качество  романа,
политического  романа,  построенного  на  факте,  а  написанного  в  жанре
мастерского детектива.
     Через судьбу Максима Исаева-Штирлица прослеживаются  скрытые  пружины
важнейших исторических событий.  Судьба Исаева — одна из  миллионов  судеб
тех, кто внес свой вклад в великий подвиг советского народа, спасшего  мир
от коричневой чумы.
     Образ Исаева-Штирлица   —  собирательный:  в  нем  угадываются  черты
Николая Кузнецова,  Рихарда Зорге,  Льва Маневича,  Рудольфа Абеля. Именно
поэтому «Альтернатива» словно бы рождена замечательными словами, звучащими
клятвой: «Никто не забыт, и ничто не забыто».
                                                             Роман КАРМЕН,
                                                 лауреат Ленинской премии,
                                            Герой Социалистического Труда.
1975

__________________________________________________________________________
     Текст подготовил Ершов В. Г. Дата последней редакции: 21.10.2000