«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Верховский Вадим Никандрович

Вадим Никандрович Верховский 166k

-

(12.11.1873 - 06.01.1947)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
...советский педагог-химик, действительный член Академии педагогических наук РСФСР (с 1944). В 1905-18 - преподаватель Женского педагогического института в Петрограде, в 1918-47 - профессор Педагогического института в Ленинграде. В 1906-31, одновременно, - преподаватель одной из школ Ленинграда. В. вел борьбу за введение химии в общеобразовательной школе и за то, чтобы ее изучение основывалось на эксперименте. В. - автор первой стабильной программы по химии для советской средней школы, сохранившейся в своей основе до настоящего времени. Составил руководства по методике преподавания химии и по технике и методике химического эксперимента в школе. Написал первые стабильные учебники химии для школы. В. принадлежит ряд исследований по неорганической химии: взаимодействие металлов с кислотами и солей с водородом под давлением, механизм реакций гидролиза и условия образования основных солей, растворимость фосфатов кальция, свойства сернистого азота и др.
:
...




  • Верховский В.Н. Неорганическая химия. [Djv-11.2M] Учебник для средней школы. Автор: Вадим Никандрович Верховский. Издание 8-е.
    (Ленинград: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР (Учпедгиз): Ленинградское отделение, 1940)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: Антон Степанов, 2020
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие (2).
      I. Вещества в их превращения (3).
      II. Вода (12).
      III. Кислород я водород (22).
      IV. Элементы (31).
      V. Закон сохранения веса веществ (34).
      VI. Воздух (33).
      VII. Весовые соотношения между элементами в химических соединениях (43).
      VIII. Строение вещества (50).
      IX. Окисление. Восстановление (49).
      X. Окислы. Основания. Кислоты. Сваи (92).
      XI. Галогены (118).
      XII. Растворы (141).
      XIII. Сера (152).
      XIV. Азот (179).
      XV. Фосфор (201).
      XVI. Углерод (216).
      XVII. Кремний (235).
      XVIII. Дисперсные системы (241).
      XIX. Периодическая система элементов. Строение материи (250).
      XX. Общие свойства металлов. (270).
      XXI. Щелочные в щелочно-земельные металлы (285).
      XXII. Медь (297).
      XXIII. Алюминий (299).
      XXIV. Хром и марганец (304).
      XXV. Железо (303).
      XXVI. Электролитическая диссоциация (дополнение) (327).
      Алфавитный указатель (343).
      Приложение I. Атомные веса важнейших элементов.
      Приложение II. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева.
      Приложение III. Карта важнейших полезных ископаемых и химического сырья.
ИЗ ИЗДАНИЯ: Данный учебник является переработанным изданием I, II и III частей учебника автора для средней школы, при составлении которого автор руководствовался постановлениями ЦК ВКП(б) о начальной и средней школе и стремился дать законченный круг систематизированных общеобразовательных знаний. Учебник был составлен при участии: В.А. Жегаловой (по курсу 7-го класса и по гл. XI) Я.П. Орловской (по курсу 7-го класса), Л.М. Сморгонского (глава «Кремний») и художника Ю.Д. Скалдина.
Книга предназначается для средней школы, но в нее включен также и курс 7-го класса, для того чтобы, штудируя книгу, учащиеся имели перед собой полный курс неорганической химии и легко могли навести справку или возобновить в памяти ранее пройденное.
Учебник предполагает изучение курса на основе эксперимента в классе-лаборатории под непосредственным руководством преподавателя. Книга должна служить главным образом для закрепления знаний и навыков, приобретенных в классе-лаборатории.
В учебнике даются краткие описания минимального числа лабораторных работ, доступных каждой школе с самой скромной лабораторией...
В данное, восьмое, издание внесен ряд незначительных исправлений и добавлений.
  • Верховский В.Н. Техника и методика химического эксперимента в школе. Том 1. Приборы, материалы, приемы работы и описание опытов. [Djv- 8.1M] Пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов. Автор: Вадим Никандрович Верховский. Издание 6-е, переработанное и дополненное.
    (Москва: Учпедгиз, 1959)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: bolega, 2010
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие к шестому изданию
      Предисловие к четвертому изданию
      В.Н. Верховский. Краткая биография
      Методические взгляды В.Н. Верховского и их современное значение
      Введение
      Правила по технике безопасности при химических работах
      ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
      I. Помещения для преподавания химии и их оборудование
      II. Вытяжные шкафы и вентиляция химической лаборатории
      ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
      I. Различные способы нагревания, применяемые для химических опытов
      II. Химическая посуда
      III. Стеклянные трубки, палочки и работа со стеклом
      IV. Каучуковые трубки
      V. Пробки
      VI. Приборы для получения, сушения и очистки газов
      VII. Приборы для собирания и хранения газов
      VIII. Весы и измерительные приборы
      IX. Источники электрической энергии и приборы для опытов, требующих электрической энергии
      X. Штативы, таганы, подставки
      XI. Вещества и реактивы
      XII. Лабораторное хозяйство
      ВТОРАЯ ЧАСТЬ. Описание опытов
      I. Первые понятия
      II. Закон сохранения веса веществ
      III. Вода. Получение чистой воды и ее свойства
      IV. Качественный состав воды. Водород
ИЗ ИЗДАНИЯ: Настоящее издание подготовлено кафедрой методики преподавания химии Ленинградского государственного педагогического института имени А.И. Герцена.
Работая над книгой, коллектив кафедры стремился сохранить характер расположения материала, принятый в свое время автором, стиль изложения и все методические указания к постановке химического эксперимента в условиях средней школы...
  • Верховский В.Н. Техника и методика химического эксперимента в школе. Том 2. Описание опытов. [Djv- 4.7M] Пособие для преподавателей и студентов педвузов. Автор: Вадим Никандрович Верховский. Издание 4-е, переработанное и дополненное.
    (Ленинград: Учпедгиз, 1949)
    Скан, обработка, формат Djv: ЮП, 2009
    • СОДЕРЖАНИЕ:
ИЗ ИЗДАНИЯ: Настоящее четвертое, посмертное издание книги проф. В.Н. Верховского - «Техника и методика химического эксперимента в школе» исправил, дополнил и подготовил к печати А.Н. Коковин.
Для четвертого издания книги написана новая глава XVII - «Металлы», а также добавлены новые параграфы и описания опытов в следующие главы: I - «Весовой состав воды», III - «Кислород», XII - «Сера», XIII - «Азот», XIV - «Фосфор, мышьяк, сурьма» и XV - «Углерод».
  • Верховский В.Н. Техника и методика химического эксперимента в школе. Том 2. [Djv- 5.7M] Пособие для преподавателей и студентов педвузов. Автор: Вадим Никандрович Верховский. Издание 5-е, переработанное и дополненное.
    (Москва: Учпедгиз, 1960)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: bolega, 2010
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие ко второму тому
      I. Количественные соотношения при химических реакциях
      II. Перекись водорода. Закон кратных отношений.
      Нахождение химических формул
      III. Объемные соотношения газов при химических реакциях
      IV. Атомный и молекулярный вес. Эквиваленты
      V. Кислород. Озон. Горение
      VI. Окислы, основания, кислоты и соли
      VII. Скорость химических реакций и химическое равновесие
      VIII. Дисперсные системы
      IX. Кристаллы
      X. Электролитическая диссоциация и процесс электролиза
      XI. Галогены
      XII. Бром, йод, фтор
      XIII. Сера и ее соединения
      XIV. Азот и его соединения
      XV. Фосфор, мышьяк, сурьма
      XVI. Углерод
      XVII. Кремний
      XVIII. Металлы
ИЗ ИЗДАНИЯ: 5-е издание второго тома «Техники и методики химического эксперимента» В.Н. Верховского подготовлено к печати кафедрой методики преподавания химии Ленинградского государственного педагогического института имени А.И. Герцена при участии кафедры общей химии...
Настоящее пятое издание второго тома является продолжением первого, выпущенного под нашей редакцией шестым изданием Учебно-педагогическим издательством в 1959 г.
Общая редакция тома принадлежит А.Д. Смирнову.
  • Верховский В.Н... Неорганическая химия. [Djv- 5.2M] Учебник для 10-го класса средней школы. Авторы: Вадим Никандрович Верховский, Лев Михайлович Сморгонский, В.В. Терновский. Общая редакция: Вадим Никандрович Верховский.
    (Москва - Ленинград: Государственное учебно-педагогическое издательство (Учпедгиз), 1935)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: Антон Степанов, 2020
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие (3).
      I. Реакции в растворах.
      1. Концентрация растворов (5).
      2. Нормальные растворы (7).
      3. Особенности растворов кислот, щелочей и солей (8).
      4. Теория электролитической диссоциации (10).
      5. Объяснение свойств электролитов с точки зрения теории электролитической диссоциации (11).
      6. Свойства ионов (12).
      7. Процесс электролитической диссоциации с точки зрения учения о строении атомов. (15).
      8. Механизм электролиза (17).
      9. Вторичные явления при электролизе (18).
      10. Степень диссоциации (19).
      11. Степень диссоциации и активность электролитов (22).
      12. Ионные равновесия (23).
      13. Условия, при которых химические реакции между электролитами идут до конца (24).
      14. Гидролиз солей (20).
      II. Примеры качественного анализа.
      А. Анионы.
      1. Реакции анионов (30).
      2. Реакции карбонат-иона (31).
      3. Реакции сульфит-иона (33).
      4. Реакции сульфат-иона (35).
      5. Реакции хлор-иона (35).
      6. Открытие анионов (35).
      Б. Катионы первой аналитической группы.
      1. Принципы деления ионов на аналитические группы (38).
      2. Катионы натрия, калия и аммония (38).
      3. Реакции ионов натрия (39).
      4. Реакции ионов калия (41).
      5. Реакции ионов аммония (42).
      6. Ход анализа смеси, содержащей ионы натрия, калия и аммония (44).
      В. Катионы второй аналитической группы.
      1. Групповой реактив на катионы кальция, стронция и бария (45).
      2. Реакции ионов бария (47).
      3. Реакции ионов стронция (49).
      4. Реакции ионов кальция (50).
      5. Ход анализа смеси катионов II группы (50).
      6. Анализ смеси, содержащей катионы I и II групп (53).
      Г. Катионы третьей аналитической группы.
      1. Реакции ионов алюминия (54).
      2. Реакции трехвалентных ионов железа (56).
      3. Реакции двухвалентных ионов железа (58).
      4. Ход анализа смеси катионов алюминия, двухвалентного железа и трехвалентного железа. (61).
      5. Ход анализа смеси, содержащей все три группы катионов. (63).
      III. Примеры количественного анализа.
      1. Примеры расчетов (64).
      2. Измерительная посуда (66).
      3. Пользование приборами (66).
      4. Растворы, применяемые при объемном анализе (68).
      5. Ацидиметрия и алкалиметрия. (69).
      6. Оксидиметрия (74).
      7. Метод осаждения (75).
      Задачи для расчетов (78).
      Таблицы (79).
      Ответы и решения задач (87).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В книге даны примеры качественных и количественных определений, на которых учащийся может ознакомиться с принципами анализа и характером применяемых для этой цели методов.
На материале качественных и количественных определений закрепляются знания и навыки, приобретенные в курсе неорганической химии. Это имеет не меньшее методическое значение, чем ознакомление с принципами химического анализа, и потому постоянное возвращение к курсу неорганической химии является необходимым условием работы по анализу.
Примерам анализа предпосылается первое представление о теории электролитической диссоциации (по Аррениусу, без углубления в новейшие теории) и об условиях течения реакций между электролитами, а также объяснение с электронно-ионной точки зрения реакций обмена и гидролиза. Усвоение этого материала сделает изучение аналитических реакций более сознательным.
Учащимся дается первое представление о сдвиге химических равновесий, но, в то же время, авторы не сочли возможным вводить понятие о законе действующих масс и произведении растворимости, так как эти вопросы, по мнению авторов, недоступны учащимся средней школы...
...Первая глава этой книги составлена В.Н. Верховским, вторая - Л.М. Сморгонским при участии Я.Л. Гольдфарба и третья - В.В. Терновским. Общая редакция принадлежит В.Н. Верховскому.