«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Аронов Александр Борисович

Александр Борисович Аронов 256k

-

(15.06.1921 - 23.11.1970)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Александр Борисович Аронов (15 июня 1921, Москва - 23 ноября 1970, Москва) - режиссер цирка и театра, писатель. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969).
Родился в семье Бориса Михайлович Аронова, работника парфюмерной промышленности, и Зинаиды Захаровны Певзнер, врача-гинеколога-венеролога (была арестована по делу врачей-вредителей в начале 1950-х годов).
Вместе с отцом часто ходил на представления Московского цирка. Играл во всех школьных спектаклях. После окончания десятилетки, когда он сидел во дворе своего дома и готовился к экзаменам в ГИТИС, случилось был сбит грузовиком, долго лежал в параличе. Через год, на костылях, пришел поступать на режиссерский факультет, выдержал экзамен, но не был принят, поскольку у Аронова не слышало одно ухо, не видел правый глаз, половина лица была парализована. Однако в декабре 1940 года для вечера, посвященного Дню Конституции, Аронов написал сценарий и поставил его со студентами первого курса актерского факультета; декан актерского факультета увидел работу Аронова и сам предложил ему учиться на режиссерском факультете.
Учеба была прервана Великой Отечественной войной. На десятый ее день Аронов, несмотря на протесты врачей, ушел добровольцем в студенческий батальон Красной Пресни, но через несколько месяцев вернулся по приказу о возвращении студентов.
Юрий Никулин вспоминал: Мой друг Аронов, когда видел что-нибудь очень плохое - картину, клоунаду, плохого артиста, жуткий номер, - всегда говорил: «Что тебе сказать? Хуже этого только война!»
Аронов переехал в Омск, но состав Омского театра драмы был переполнен. Тогда Аронов поступил режиссером и актером в кукольный театр, где написал и поставил пьесу «В последний час - (окна ТАСС)». Он подружился с опытным режиссером цирка Борисом Шахетом, который учил Аронова цирковой режиссуре, привлекал к постановке массовых городских представлений.
В 1943 году Аронов получил возможность вернуться в ГИТИС. На полях его письменной работы народный артист республики В.Г. Сахновский, тогда худрук МХАТа, написал: «Великолепно! Уверяю вас, вы будете тонким, вдумчивым, нужным режиссером!» Другой его преподаватель, Ю.А. Завадский, говорил: «Я считаю Аронова очень способным человеком».
Аронов не только отлично учился на режиссерском факультете у Завадского, но и работал у него в Театре имени Моссовета ассистентом режиссера, а также играл небольшие роли. Учась на режиссерском, он параллельно поступил на актерский факультет к народному артисту СССР В.Я. Станицыну и стал его ассистентом по классу мастерства актера. Аронов был бессменным режиссером «капустников» - пародийных вечеров ГИТИСа и Театра имени Моссовета.
В 1944 году окончил ГИТИС. Местом первой работы стал Калининский областной драматический театр.
Параллельно с работой в театре Аронов был художественным руководителем Калининского цирка, где пытался по-новому раскрыть таланты артистов. Например, заслуженный артист РСФСР акробат Владимир Довейко впервые в Калинине начал читать стихи и играть в цирковых спектаклях. В этом, как он сам говорил, была заслуга его первого режиссера Аронова, до встречи с которым он был просто акробатом-прыгуном.
Аронов часто бывал в Москве, где познакомился с драматической актрисой Московского театра драмы и комедии (впоследствии ставшего Театром на Таганке) Ларисой Бухарцевой и женился на ней. В апреле 1947 года в Москве у них родилась дочь Людмила. Жили в коммунальной квартире на углу Цветного и Петровского бульваров. Через три года брак распался.
В 1951 году по приглашению Главного управления цирков Аронов стал штатным режиссером Московского цирка и Центральной студии циркового искусства. Он осуществил ряд постановок, например, «Здравствуй, столица» в 1953 году, ставил программы Карандашу, Антонио и Шлискевичу, Юрию Никулину и другим; совместно с режиссером Арнольдом Арнольдом ставил большие цирковые представления, создал клоунскую группу «Семеро веселых», а с Евгением Кузнецовым и Арнольдом - программу «Дружба народов».
В любительском эстрадном коллективе Центрального дома работников искусств (ЦДРИ) «Первый шаг», в программе «Молодые москвичи», которую поставил режиссер Аронов в 1955 году, начинали свой творческий путь певица Майя Кристалинская, вокальный квартет «Четыре Ю», артист и режиссер Илья Рутберг, артист кино Савелий Крамаров, певица Ирина Подошьян.
Аронова пригласили режиссером в Московский драматический театр имени Станиславского, но совмещать цирк и театр становилось все труднее, и он выбрал театр, где поставил такие спектакли, как «Трус» Александра Крона (1956), «О личном» Владимира Пистоленко (1957), «Раскрытое окно» Эмиля Брагинского (1958), «Здравствуй, Катя!» Михаила Львовского (совместно с народным артистом СССР Михаилом Яншиным, 1959), «Первый день свободы» Леона Кручковского (1960), «Винтовка №492116» Александра Крона (1960), «Сейлемские ведьмы» Артура Миллера (1962), «Жизнь и преступление Антона Шелестова» Григория Медынского и В.Н. Токарева (1961).
Аронов не только ставил, но и играл: генерала фон Шратта в спектакле «Дни Турбиных», Крюгера в спектакле «Домик у моря» по С. Цвейгу (1956), полицейского и Иисуса Христа в спектакле «Де Преторе Винченцо» по пьесе Эдуардо Де Филиппо (1957), тюремщика в спектакле «Крошка Доррит» по Диккенсу (1953). Дочь Александра Аронова Людмила рассказывала, что, будучи ребенком, пришла однажды в театр за кулисы и спросила у загримированного под тюремщика Аронова: «Как найти Александра Борисовича?»
Аронов был не только режиссером, но и педагогом, воспитателем молодых актеров. Совместно с артистом Львом Елагиным он организовал при Театре им. Станиславского вечернюю молодежную студию и руководил ею в течение семи лет на добровольных началах. Из этой студии вышло много актеров, впоследствии завоевавших ведущее место в театре и кино. В числе студийцев были: Никита Михалков, Виктор Павлов, Александр Пашутин, Елизавета Никищихина, Яков Покрасс, Александр Кобозев, Виктория Федорова, Евгений Стеблов, Инна Чурикова, Людмила Гаврилова, Борис Тираспольский, Александр Лахман, Борис Бурляев, Татьяна Ухарова и многие другие. «Мы чувствовали себя на седьмом небе» - так напишет о днях, проведенных в студии, Евгений Стеблов.
Выезжал в длительные командировки в Польшу для постановки уличных цирковых парадов и цирковых номеров. Когда в Польше вышел перевод его документальной повести «Пассажир без билета», он взял свою дочь Людмилу с собой «тратить гонорар в Варшаве» и, по ее словам, по возвращении домой вручил ей польско-русский словарь, сказав: «Учи польский, он тебе еще пригодится».
Иногда Аронов ставил различные цирковые представления. Наиболее крупное из них - цирковой спектакль на ВДНХ «Трубка мира» (1961) с участием клоуна Карандаша.
Как писал о нем Сергей Михалков, «В литературу для детей и юношества пришел со своей темой, несущей душевность и доброту, настоящий писатель, книги которого даже взрослые читали с удовольствием». В «Медвежьем цирке» (книга написана совместно с народным артистом РСФСР дрессировщиком Валентином Филатовым, издана в 1962) с настоящим драматизмом описывается черновая работа дрессировщика, рассказывается о повадках львов, медведей, слонов и других четвероногих артистов. В повести «Цирк приехал!» (издана в 1963) речь идет о мальчике, который решил стать артистом и сумел этого достичь, пережив много грустных и веселых приключений. Озорной и добродушный писатель не только веселит и развлекает ребят, но и учит их разбираться в жизни.
В 1965 году Аронов снова вернулся в цирк режиссером-постановщиком. Этот период его работы запечатлен на пленках киножурнала «Новости дня» Союзгосцирка. На ВДНХ он поставил представление «День цирка» (1967), а в 1968 году в Центральной студии циркового искусства совместно со спортсменом-тяжелоатлетом и артистом Григорием Новаком поставил аттракцион «Атлетическая поэма» (исполнители - Новак с сыновьями).
Одновременно Александр Аронов продолжал писать. Его повесть «Пассажир без билета» (издана в 1967) об артисте цирка Льве Осинском, который вследствие боевого ранения во время Великой Отечественной войны потерял руку, и о его возвращении к любимой цирковой профессии, сначала вышла в сокращенном варианте в журнале «Юность», а затем, с продолжением, печаталась в нескольких номерах журнала «Советская эстрада и цирк». Повесть была хорошо принята и читателями, и критикой. А писатель сразу начал работу над следующим произведением - «Браво, Аракс!», - посвященным жизни и творчеству первой в СССР женщины - укротительницы львов Ирины Бугримовой.
Последней работой Аронова в цирке стало представление «Цирк на воде» (1970), поставленное им по сценарию, написанному в соавторстве с поэтом Сергеем Михалковым для арены Нового московского цирка.
В ноябре 1970 года после очередного инфаркта Аронов умер. Урна с прахом А.Б. Аронова захоронена на Даниловском кладбище в Москве...
:
...




  • Аронов А.Б. Цирк приехал. [Djv-Fax- 8.5M] Повесть. Для среднего возраста. Автор: Александр Борисович Аронов. Рисунки: В. Панов.
    (Москва: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1963)
    Скан, обработка, формат Djv-Fax: The Quality, 2023
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Глава первая. «Следующим номером нашей грандиозной программы. (5).
      Глава вторая. Дела земные и небесные (31).
      Глава третья. «Я тоже в пионеры хочу!» (47).
      Глава четвертая. В пятой «Б» есть фискал! (65).
      Глава пятая. Крестик или галстук? (79).
      Глава шестая. Сплошные неприятности (102).
      Глава седьмая. Человек-загадка (125).
      Глава восьмая. Тайна отца Никодима (148).
      Глава девятая. Приключения на Сенной (164).
      Глава десятая. Адамово ребро (184).
      Глава одиннадцатая. Представление начинается (201).
      Глава двенадцатая. Представление окончено... (222).
      Глава тринадцатая. Симеон Столпник в опасности (244).
      Эпилог (268).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Думал Борька, что красивее и интереснее всего в церкви. Но вот попал он с отцом в цирк, и все перевернулось в его жизни.
О том, как пионеры помогли разоблачить тайну церковников, как Борька перестал верить в бога, как он по-настоящему полюбил цирк, и о других веселых и грустных приключениях Борьки и его друзей можно узнать из повести «Цирк приехал!».