|
-
(15.06.1921 - 23.11.1970)
Википедия: Александр Борисович Аронов (15 июня 1921, Москва - 23 ноября 1970, Москва) - режиссер цирка и театра, писатель. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Родился в семье Бориса Михайлович Аронова, работника парфюмерной промышленности, и Зинаиды Захаровны Певзнер, врача-гинеколога-венеролога (была арестована по делу врачей-вредителей в начале 1950-х годов). Вместе с отцом часто ходил на представления Московского цирка. Играл во всех школьных спектаклях. После окончания десятилетки, когда он сидел во дворе своего дома и готовился к экзаменам в ГИТИС, случилось был сбит грузовиком, долго лежал в параличе. Через год, на костылях, пришел поступать на режиссерский факультет, выдержал экзамен, но не был принят, поскольку у Аронова не слышало одно ухо, не видел правый глаз, половина лица была парализована. Однако в декабре 1940 года для вечера, посвященного Дню Конституции, Аронов написал сценарий и поставил его со студентами первого курса актерского факультета; декан актерского факультета увидел работу Аронова и сам предложил ему учиться на режиссерском факультете. Учеба была прервана Великой Отечественной войной. На десятый ее день Аронов, несмотря на протесты врачей, ушел добровольцем в студенческий батальон Красной Пресни, но через несколько месяцев вернулся по приказу о возвращении студентов. Юрий Никулин вспоминал: Мой друг Аронов, когда видел что-нибудь очень плохое - картину, клоунаду, плохого артиста, жуткий номер, - всегда говорил: «Что тебе сказать? Хуже этого только война!» Аронов переехал в Омск, но состав Омского театра драмы был переполнен. Тогда Аронов поступил режиссером и актером в кукольный театр, где написал и поставил пьесу «В последний час - (окна ТАСС)». Он подружился с опытным режиссером цирка Борисом Шахетом, который учил Аронова цирковой режиссуре, привлекал к постановке массовых городских представлений. В 1943 году Аронов получил возможность вернуться в ГИТИС. На полях его письменной работы народный артист республики В.Г. Сахновский, тогда худрук МХАТа, написал: «Великолепно! Уверяю вас, вы будете тонким, вдумчивым, нужным режиссером!» Другой его преподаватель, Ю.А. Завадский, говорил: «Я считаю Аронова очень способным человеком». Аронов не только отлично учился на режиссерском факультете у Завадского, но и работал у него в Театре имени Моссовета ассистентом режиссера, а также играл небольшие роли. Учась на режиссерском, он параллельно поступил на актерский факультет к народному артисту СССР В.Я. Станицыну и стал его ассистентом по классу мастерства актера. Аронов был бессменным режиссером «капустников» - пародийных вечеров ГИТИСа и Театра имени Моссовета. В 1944 году окончил ГИТИС. Местом первой работы стал Калининский областной драматический театр. Параллельно с работой в театре Аронов был художественным руководителем Калининского цирка, где пытался по-новому раскрыть таланты артистов. Например, заслуженный артист РСФСР акробат Владимир Довейко впервые в Калинине начал читать стихи и играть в цирковых спектаклях. В этом, как он сам говорил, была заслуга его первого режиссера Аронова, до встречи с которым он был просто акробатом-прыгуном. Аронов часто бывал в Москве, где познакомился с драматической актрисой Московского театра драмы и комедии (впоследствии ставшего Театром на Таганке) Ларисой Бухарцевой и женился на ней. В апреле 1947 года в Москве у них родилась дочь Людмила. Жили в коммунальной квартире на углу Цветного и Петровского бульваров. Через три года брак распался. В 1951 году по приглашению Главного управления цирков Аронов стал штатным режиссером Московского цирка и Центральной студии циркового искусства. Он осуществил ряд постановок, например, «Здравствуй, столица» в 1953 году, ставил программы Карандашу, Антонио и Шлискевичу, Юрию Никулину и другим; совместно с режиссером Арнольдом Арнольдом ставил большие цирковые представления, создал клоунскую группу «Семеро веселых», а с Евгением Кузнецовым и Арнольдом - программу «Дружба народов». В любительском эстрадном коллективе Центрального дома работников искусств (ЦДРИ) «Первый шаг», в программе «Молодые москвичи», которую поставил режиссер Аронов в 1955 году, начинали свой творческий путь певица Майя Кристалинская, вокальный квартет «Четыре Ю», артист и режиссер Илья Рутберг, артист кино Савелий Крамаров, певица Ирина Подошьян. Аронова пригласили режиссером в Московский драматический театр имени Станиславского, но совмещать цирк и театр становилось все труднее, и он выбрал театр, где поставил такие спектакли, как «Трус» Александра Крона (1956), «О личном» Владимира Пистоленко (1957), «Раскрытое окно» Эмиля Брагинского (1958), «Здравствуй, Катя!» Михаила Львовского (совместно с народным артистом СССР Михаилом Яншиным, 1959), «Первый день свободы» Леона Кручковского (1960), «Винтовка №492116» Александра Крона (1960), «Сейлемские ведьмы» Артура Миллера (1962), «Жизнь и преступление Антона Шелестова» Григория Медынского и В.Н. Токарева (1961). Аронов не только ставил, но и играл: генерала фон Шратта в спектакле «Дни Турбиных», Крюгера в спектакле «Домик у моря» по С. Цвейгу (1956), полицейского и Иисуса Христа в спектакле «Де Преторе Винченцо» по пьесе Эдуардо Де Филиппо (1957), тюремщика в спектакле «Крошка Доррит» по Диккенсу (1953). Дочь Александра Аронова Людмила рассказывала, что, будучи ребенком, пришла однажды в театр за кулисы и спросила у загримированного под тюремщика Аронова: «Как найти Александра Борисовича?» Аронов был не только режиссером, но и педагогом, воспитателем молодых актеров. Совместно с артистом Львом Елагиным он организовал при Театре им. Станиславского вечернюю молодежную студию и руководил ею в течение семи лет на добровольных началах. Из этой студии вышло много актеров, впоследствии завоевавших ведущее место в театре и кино. В числе студийцев были: Никита Михалков, Виктор Павлов, Александр Пашутин, Елизавета Никищихина, Яков Покрасс, Александр Кобозев, Виктория Федорова, Евгений Стеблов, Инна Чурикова, Людмила Гаврилова, Борис Тираспольский, Александр Лахман, Борис Бурляев, Татьяна Ухарова и многие другие. «Мы чувствовали себя на седьмом небе» - так напишет о днях, проведенных в студии, Евгений Стеблов. Выезжал в длительные командировки в Польшу для постановки уличных цирковых парадов и цирковых номеров. Когда в Польше вышел перевод его документальной повести «Пассажир без билета», он взял свою дочь Людмилу с собой «тратить гонорар в Варшаве» и, по ее словам, по возвращении домой вручил ей польско-русский словарь, сказав: «Учи польский, он тебе еще пригодится». Иногда Аронов ставил различные цирковые представления. Наиболее крупное из них - цирковой спектакль на ВДНХ «Трубка мира» (1961) с участием клоуна Карандаша. Как писал о нем Сергей Михалков, «В литературу для детей и юношества пришел со своей темой, несущей душевность и доброту, настоящий писатель, книги которого даже взрослые читали с удовольствием». В «Медвежьем цирке» (книга написана совместно с народным артистом РСФСР дрессировщиком Валентином Филатовым, издана в 1962) с настоящим драматизмом описывается черновая работа дрессировщика, рассказывается о повадках львов, медведей, слонов и других четвероногих артистов. В повести «Цирк приехал!» (издана в 1963) речь идет о мальчике, который решил стать артистом и сумел этого достичь, пережив много грустных и веселых приключений. Озорной и добродушный писатель не только веселит и развлекает ребят, но и учит их разбираться в жизни. В 1965 году Аронов снова вернулся в цирк режиссером-постановщиком. Этот период его работы запечатлен на пленках киножурнала «Новости дня» Союзгосцирка. На ВДНХ он поставил представление «День цирка» (1967), а в 1968 году в Центральной студии циркового искусства совместно со спортсменом-тяжелоатлетом и артистом Григорием Новаком поставил аттракцион «Атлетическая поэма» (исполнители - Новак с сыновьями). Одновременно Александр Аронов продолжал писать. Его повесть «Пассажир без билета» (издана в 1967) об артисте цирка Льве Осинском, который вследствие боевого ранения во время Великой Отечественной войны потерял руку, и о его возвращении к любимой цирковой профессии, сначала вышла в сокращенном варианте в журнале «Юность», а затем, с продолжением, печаталась в нескольких номерах журнала «Советская эстрада и цирк». Повесть была хорошо принята и читателями, и критикой. А писатель сразу начал работу над следующим произведением - «Браво, Аракс!», - посвященным жизни и творчеству первой в СССР женщины - укротительницы львов Ирины Бугримовой. Последней работой Аронова в цирке стало представление «Цирк на воде» (1970), поставленное им по сценарию, написанному в соавторстве с поэтом Сергеем Михалковым для арены Нового московского цирка. В ноябре 1970 года после очередного инфаркта Аронов умер. Урна с прахом А.Б. Аронова захоронена на Даниловском кладбище в Москве...
: ... |
|