«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Чекалов Александр Калимович

Александр Калимович Чекалов 154k

-

(15.03.1928 - 06.03.1970)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Александр Калимович Чекалов (15 марта 1928 - 6 марта 1970) - российский искусствовед.
После окончания школы преподавал в младших классах рисование. Увлекался археологией, в начале 1950-х годов участвовал в экспедициях на Таманском городище под руководством Б.А. Рыбакова. В 1953 г. окончил Московское высшее художественно-промышленном училище имени Строганова (теперь - Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова) по специальности «Художественная обработка дерева». Преподавал в Строгановском училище; с 1966 и.о. заведующего кафедрой истории искусства. Кандидат искусствоведения (1960), знаток и исследователь народной материальной культуры Русского Севера.
Круг научных интересов А.К. Чекалова включал в себя проблемы народного искусства, дизайна, городской среды и жилого интерьера. Автор многочисленных статей по проблемам народного и декоративно-прикладного искусства, опубликованных на страницах журналов «Декоративное искусство СССР», «Творчество» и т.д., а также монографий: «Искусство в быту» (М., 1961), «Основы понимания декоративно-прикладного искусства» (М., 1962), «Bauerliche russische Holzskulptur» (Dresden, 1967).
Опубликованная в популярной издательской серии «Дороги к прекрасному» книга «По реке Кокшеньге» далеко не сводится к туристическому путеводителю; по мнению М.В. Алпатова, «в каждом определении, в каждом эпитете автора проглядывает настойчивое стремление доискаться смысла народного творчества, понять назначение предмета, раскрыть его пластический характер».
В монографии «Народная деревянная скульптура русского Севера» анализируется взаимодействие сакрального и художественного начал в традиционной скульптуре и предпринята попытка показать искусство северного ваяния «во всем многообразии его проявлений, местных типов, исторических этапов, художественно-стилистических слоев, местных центров».
Изданная в ГДР книга А.К. Чекалова «Русская народная игрушка» (Tschekalow, Alexander. Russisches Volksspielzeug. Dresden: Verlag der Kunst, 1972) никогда не выходила в полном объеме на русском языке.
:
...




  • Чекалов А.К. Народная деревянная скульптура русского Севера. [Djv-17.6M] [Pdf-84.4M] Автор: Александр Калимович Чекалов. Основная фотосъемка выполнена специально для этого издания Г.Д. Петренко. Художник: Г.В. Дмитриев.
    (Москва: Издательство «Искусство», 1974)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: sklii_librarian, 2013
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Введение (5).
      Глава первая. Тотемы и идолы. Предыстория народной деревянной скульптуры (10).
      Глава вторая. История ремесла резьбы (40).
      Глава третья. К истории ремесла в XVIII-XIX веках (66).
      Глава четвертая. Художественные особенности северной деревянной скульптуры (132).
      Список примятых сокращений (176).
      Примечания (176).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Дерево - сакральный материал, живая плоть с необыкновенными художественными возможностями. Их глубокое понимание и универсальное использование очень давно стало неотъемлемой частью русской национальной культуры, однако до настоящего времени изучено далеко не полностью. Талантливый искусствовед Александр Калимович Чекалов (1928-1970) в своей последней работе (книга вышла уже после смерти автора), анализирует сакральное и художественное как единое целое, опережая свое время и достигая нового уровня в понимании русской деревянной скульптуры - всего того, что так долго считалось наивным, кустарным, бытовым.
Почему «современный человек, обостренно реагирующий на банальность и скуку в искусстве, не устает радоваться той по-детски откровенной наивности, которую он видит в резной игрушке, но которой там, в сущности, нет»? Откуда у неграмотного деревенского резчика и плотника такое безупречное чувство формы и вообще вкуса, а их работы такие сочные и настоящие? В книге Александра Чекалова нас ждут не лирические причитания об утраченной культуре, а тщательный и увлекательный анализ.