«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Дабагян Арег Вагаршакович

Арег Вагаршакович Дабагян 221k

-

(28.05.1920 - 26.09.2005)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Арег Вагаршакович Дабагян (28 мая 1920 г. Тифлис - 26 сентября 2005, Харьков) - советский и украинский ученый в области кибернетики, механики, динамики машин, прикладной теории колебаний и систем управления, член международной федерации по автоматическому управлению и контролю (ИФАК) от СССР, действительный член академии технической кибернетики, заслуженный работник народного образования Украины, почетный доктор НТУ «Харьковский политехнический институт», профессор (1963), доктор технических наук (1962).
Сын большевика, участника Гражданской войны, партийного деятеля Вагаршака Шамировича Дабагяна (1899-1938). Среднюю школу окончил с золотой медалью. В 1936 г. без вступительных экзаменов был принят в Московский авиационный институт (МАИ). Занимаясь в МАИ, одновременно посещал также лекции в Медицинском институте, а также лекции по математике в Московском университете.
После ареста отца в 1938 г., как сын «врага народа», был исключен из вуза и комсомола, перебивался случайными заработками. От нервных потрясений и тяжелых бытовых условий у А.В. Дабагяна начался туберкулез легких и несколько месяцев он пролежал в больнице.
После того, как в 1938 году в газете «Правда» было опубликовано знаменитое «письмо товарища Сталина товарищу Иванову», в котором было сказано, что «сын за отца не отвечает», он обратился с просьбой о восстановлении на учебу в МАИ, но получил отказ. А. Дабагяну предложили выбрать из нескольких вузов не в столице, и он решил учиться в Харьковском механико-машиностроительном институте (ХММИ). С сентября 1939 г. А.В. Дабагян - студент автотракторного факультета по специальности «Динамика и прочность машин» (ДПМ).
После начала Великой Отечественной войны, он вместе со всеми однокурсниками в полном составе подал заявление в военкомат с просьбой отправить на фронт. Но получил направление на учебу в Академию бронетанковых и механизированных войск. После краткого, напряженного обучения, в сентябре 1941 г. курсантам академии выдали справки об окончании института без защиты дипломного проекта. Лучшие выпускники были направлены преподавателями в танковые училища. В их число попал и Арег Вагаршакович, получивший назначение в Киевское танковое техническое училище, находившееся тогда на Урале в городе Кунгур. В феврале 1944 г. был назначен преподавателем кафедры танков Академии бронетанковых и механизированных войск.
В 1945 г. переведен на кафедру электротехники Владивостокского высшего мореходного училища. Кафедра электротехники только создавалась, на ней не было ни одного преподавателя, и Арег Вагаршакович был назначен исполняющим обязанности заведующего. Ему была поставлена задача: в течение года оборудовать кафедру и обязательно защитить кандидатскую диссертацию.
В Академии бронетанковых и механизированных войск А.В. Дабагян занимался исследованиями колебаний подвески танков и опубликовал на кафедре танков две работы с грифом «Для служебного пользования»: «Анализ работы танковых амортизаторов, установленных на танках, применявшихся в Отечественной войне» и «Ходовая система танков (Анализ танков, применявшихся в Отечественной войне)».
В 1947 г. в ХММИ защитил кандидатскую диссертацию по теме «Электрическое моделирование колебаний танка при движении по пересеченной местности» и приглашен на кафедру теоретической механики ХММИ (Харьков).
В 1964 г. на инженерно-физическом факультете на основе тесного сотрудничества КБ «Электроприборостроения» и ХПИ была открыта новая специальность - «Динамика полета и управление движением ракет и космических аппаратов» и кафедра «Автоматическое управление движением», которой поручена подготовка специалистов по указанному направлению. Заведующим кафедрой стал доктор технических наук, профессор А.В. Дабагян. В том же году между КБ «Электроприборостроения» и ХПИ заключается договор о целевой подготовке институтом для КБ инженеров-исследователей по специальности «Динамика полета и управление».
В 1972 г. на кафедре АУД была открыта новая специальность - автоматизированные системы управления производством (АСУП). В 1977 г. эта специальность выделилась в отдельную кафедру, заведующим которой стал профессор Дабагян. По всем указанным специализациям были созданы оригинальные учебные планы и пакеты программ. Сам Дабагян читал курсы «Теория колебаний», «Теория управления», «Методы экспериментальных исследований», а также оригинальные курсы «Проектирование развивающихся технико-экономических систем» и «Интеллект человека и искусственный интеллект». Профессор Дабагян был членом редакционной коллегии и редакционного совета международного журнала «Engineering & automation».
Работал: заведующим кафедрой динамики машин и управления (1947-1977) и кафедрой АСК (1977-1990), профессор (с 1990).
А.В. Дабагян заведовал кафедрой до 1990 г., а лекции читал до 1998-го. В 1998 г. в результате тяжелой болезни Арег Вагаршакович лишился ноги, но научную работу не оставлял до конца дней. Уже, будучи прикованным к инвалидному креслу, он создал новую теорию волновых процессов в политико-экономических системах, которую опубликовал в монографии.
Научная деятельность
Внес большой вклад в исследование динамических процессов роторов турбогенераторов. Изучая динамические процессы, происходящие в роторе и лопаточном аппарате турбины, а также в ее системе управления, он по-новому взглянул на проблемы динамики и прочности турбомашин. С 1951 г. ученый вел исследования в области электромеханических колебаний роторов гидро- и турбогенераторных установок.
Докторская диссертация на тему «Некоторые колебательные процессы в роторах турбо- и гидрогенераторных установок при несимметричных и асинхронных режимах работы генератора» была защищена в январе 1961 г. Работая над ней, А.В. Дабагян бывал на крупных заводах Харькова, участвовал в правительственных комиссиях, анализировал причины аварий на гидравлических и тепловых электростанциях.
Исследовал вопросы технической кибернетики и ее применения в разных отраслях науки, образования и производства.
Автор 12 монографий, 117 написанных без соавторов статей, им получено 10 авторских свидетельств.
Педагог, среди его учеников 51 кандидат наук, 10 - докторов наук. 24 из его учеников стали преподавателями ХПИ, пятеро стали заведующими кафедрами.
:
...




  • Дабагян А.В. Человек, его сознание и культура в паутине электронно-цифровых сетей. [Djv-Fax- 5.4M] Монография. Автор: Арег Вагаршакович Дабагян.
    (Харьков: ООО «Торсинг», 2003)
    Скан, обработка, формат Djv-Fax: Николай Савченко, 2021
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие научного редактора (3).
      ПРОЛОГ (5).
      Постановка проблемы (6).
      ВВЕДЕНИЕ (8).
      Среда обитания (13).
      Глава 1. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СОЗНАНИЕ (15).
      1.1. Истоки (15).
      1.2. Атрибуты сознания (16).
      1.3. Сознание (22).
      1.4. Управление и сознание (23).
      1.5. Некоторые атрибуты жизни, определяющие влияние генетической памяти человека на его сознание (24).
      1.6. Информационный поиск - еще один атрибут сознания (27).
      1.7. Мозг (28).
      1.8. Нейроны (28).
      1.9. Строение мозга (31).
      1.10. Двухполушарная структура мозга (33).
      1.11. Парасознание (36).
      1.12. Как мы думаем (40).
      Цитированные источники к главе 1 (46).
      Глава 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ (47).
      2.1. Возможно ли моделирование сознания? (47).
      2.2. Общая архитектура современного персонального компьютера (48).
      2.3. Современные микротранзисторные схемы, образующие массивы памяти компьютеров (52).
      2.4. Интеллектуальные задачи рассудочного типа, успешно решаемые компьютером (56).
      2.5. Использование компьютера для решения задач, требующих разумного мышления (58).
      2.6. Примеры решения задач, требующих размышления (59).
      2.7. О моделировании эмоций (60).
      2.8. Несколько слов о здравом смысле и других аспектах задачи (62).
      2.9. Механизм формирования долговременной памяти (гипотетические соображения) (64).
      2.10. О моделировании парапсихологических явлений (66).
      Цитированные источники к главе 2 (67).
      Глава 3. ЧЕЛОВЕК (68).
      3.1. Немного о корнях (68).
      3.2. Колебательные процессы в развитии этнических систем (70).
      3.3. Интегральные пакеты социальных программ и формирование культуры популяции (72).
      3.4. Моделирование потребителей благ (75).
      3.5. Особенности мировоззрения лиц, производящих материальные блага (78).
      3.6. Особенности менталитета субъектов, производящих духовные блага (79).
      3.7. Особенности менталитета лиц, рвущихся к власти и осуществляющих властные функции (81).
      3.8. Немного о диссидентах (83).
      3.9. Безработные (84).
      3.10. Заключенные под стражу и лишенные гражданского права участия в общественной деятельности государства (86).
      3.11. Различные формы государственного устройства (88).
      3.12. Концепция построения коммунистического рая на земле (91).
      3.13. Классовый состав тиранического общества (95).
      3.14. Концепция классического капитализма (100).
      3.15. Экономический и социально-политический строй в стране, где власть сосредоточена в руках олигархии (102).
      3.16. О сетевой структуре системы управления (108).
      Цитированные источники к главе 3 (108).
      Глава 4. ЭКОНОМИКА - ОСНОВА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (производственные сети) (109).
      4.1. Производство и рыночные процессы (109).
      4.2. Общая структура модели экономики (110).
      4.3. Жизненный цикл продукции и экономические волны малой длины (два лица производимой продукции) (110).
      4.4. Общие положения (113).
      4.5. Состав векторов качества и технического уровня производства (118).
      4.6. Определение качества, себестоимости и эффективности при выполнении единицы обслуживания (119).
      4.7. Жизненный цикл товара (119).
      4.8. Рынок. Стационарный режим (123).
      4.9. Производственные функции (125).
      4.10. Идентификация производственной функции (идеализированная модель) (126).
      4.11. Оптимизация режима функционирования предприятия (130).
      4.12. Первопричина возникновения экономических волн - развитие производства (133).
      4.13. Апробация модели (134).
      4.14. Кадровые проблемы внедрения научно-технического прогресса (142).
      Резюме (148).
      Цитированные источники к главе 4 (148).
      Глава 5. ЧЕЛОВЕК - ПРОИЗВОДИТЕЛЬ И ПОТРЕБИТЕЛЬ ДУХОВНЫХ ГУЛАГ (интеллектуальные сети) (149).
      5.1. Не хлебом единым (149).
      5.2. О науке (151).
      5.3. Об особенностях прикладных наук (сети прикладных наук) (153).
      5.4. Метод кластеризации прикладных наук (157).
      5.5. О религии (158).
      5.6. Об искусстве [5.1] (160).
      5.7. О музыке (162).
      5.8. О дизайне (165).
      5.9. О физической культуре (166).
      5.10. Экономическая оценка эффективности интеллектуальной деятельности (168).
      5.11. Эффективность науки (169).
      5.12. Основные этапы производственной и творческой деятельности (170).
      5.13. Оценка результатов труда (170).
      5.14. Критерии эффективности (172).
      Цитированные источники к главе 5 (173).
      Глава 6. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, УЧАСТВУЮЩЕГО
      В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ (174).
      6.1. Человек - субъект и объект экономики (174).
      6.2. Векторное пространство, характеризующее специалиста - производителя благ (178).
      6.3. Модель для оценки эффективности затрат на профессиональный отбор специалистов (операторов) (183).
      6.4. Модель для оценки затрат на профессиональное обучение специалиста (оператора) (185).
      6.5. Полная себестоимость труда специалиста (188).
      6.6. Уточнение формализованного представления профессий и классов специалистов (190).
      6.7. Оценка качества труда специалиста (191).
      6.8. Параметры, необходимые для оценки труда специалистов (195).
      6.9. Идеализированная модель распределения постоянной части заработной платы (197).
      6.10. Постановка задачи о построении дискретной шкалы постоянной части заработной платы с учетом случайности характеристик обучаемых специалистов (202).
      6.11. Некоторые замечания о проблеме гуманизации при распределении заработной платы (205).
      6.12. Соображения об источниках средств, выделяемых государством на организацию и обеспечение системы образования [6.7] (206).
      Цитированные источники к главе 6 (210).
      Глава 7. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, РАБОТАЮЩЕГО В КОЛЛЕКТИВЕ (211).
      7.1. Особенности взаимодействия работников в трудовых коллективах в стандартных условиях (211).
      7.2. Формализованное описание субъекта, работающего в коллективе (213).
      7.3. Математическая модель множества субъектов, работающих в коллективе (216).
      7.4. Учет влияния энтропии (220).
      7.5. Вынужденные колебания элементов модели (220).
      7.6. Математическая модель коллектива, работающего на производстве с последовательным технологическим маршрутом (222).
      7.7. Спектр совместных колебаний системы, определяемый множителем D(s) (224).
      7.8. Интерпретация результатов аналитического исследования (226).
      7.9. Задачи и проблемы воспитания (228).
      7.10. Взгляд на реформу высшего образования с точки зрения системного анализа (233).
      7.11. Профессия, квалификация и компетентность специалиста (237).
      Цитированные источники к главе 7 (243).
      Глава 8. СЕТИ И ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (244).
      8.1. Что такое Интернет (244).
      8.2. Интернет - история создания (245).
      8.3. Составные части Интернета (253).
      8.4. Административное устройство Интернета (255).
      8.5. Финансы (256).
      8.6. Как структура Интернета сказывается на пользователе (257).
      8.7. Потенциальные пользователи (258).
      8.8. Доступ в Интернет (259).
      8.9. Услуги, предоставляемые сетью (263).
      8.10. Проблемы Интернета (268).
      8.11. Интернет и безопасность (269).
      Заключение (273).
      Цитированные источники к главе 8 (274).
      Глава 9. МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ВЫЗВАННЫХ РАЗВИТИЕМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА (275).
      9.1. Перевороты и взрыв (275).
      9.2. Определения (277).
      9.3. Модель (280).
      9.4. Анализ упрощенной модели (282).
      9.5. Учет экономической нестабильности экономических факторов (286).
      9.6. Учет влияния политических факторов (289).
      9.7. Модель социально-политических процессов на этапах переворотов и взрывов (291).
      9.8. О моделировании социально-политических и экономических волн разной частоты (293).
      9.9. Учет утомления народа (проблема роста энтропии) (294).
      9.10. Модель ординарных переворотов и взрывов (294).
      Итоги (295).
      Цитированные источники к главе 9 (295).
      Глава 10. ОДНОПОЛЯРНЫЙ МИР В ПАУТИНЕ ЭЛЕКТРОННО-ЦИФРОВЫХ СЕТЕЙ (298).
      10.1. Империи (298).
      10.2. Современная форма империи (300).
      10.3. Сознание человека и сознание Человечества (303).
      10.4. Политические и военные результаты перестройки и контрреволюции в СССР (306).
      10.5. Парадоксы самого начала третьего тысячелетия (мир, опутанный паутиной электронно-цифровых сетей) (311).
      10.6. Глобальная империя и культура человечества (315).
      10.7. Растлевающее влияние глобальной империи на культуру (319).
      10.8. О гласности (320).
      10.9. Формализованная модель планетарной цивилизации и ее общая структура (323).
      10.10. Блок-схема модели планетарной цивилизации (325).
      10.11. Уточнение предложенной модели (329).
      10.12. Модель (329).
      Цитированные источники к главе 10 (330).
      The conclusion (331).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Предлагаемая монография обобщает исследования, посвященные рассмотрению проблем цивилизации в начале третьего тысячелетия. Все аспекты развития цивилизации разрабатываются с позиции системного анализа. Монография содержит разделы, посвященные человеку, его сознанию, культуре и воспитанию в условиях развития научно-технического прогресса.