«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Доброленский Юрий Павлович

Юрий Павлович Доброленский 105k

-

(28.08.1917 - 04.11.1993)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Доброленский Юрий Павлович (28(15) августа 1917, Судак - 4 ноября 1993, Москва) - ученый в области авиационной электротехники, автоматического управления и авиационной эргономики; генерал-майор авиации (1967), профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1981).
Родился 28 (15) августа в городе Судак Таврической губернии (Крым) в семье статского советника, директора гимназии П.П. Доброленского. В 1931 году окончил с золотой медалью школу-семилетку в г. Павлово-на-Оке Нижегородской (Горьковской) области. После этого работал на заводе «Красное Сормово» (г. Горький), получил квалификацию слесаря 4-го разряда. Окончил рабфак. В 1937 году сдал на «отлично» вступительные экзамены в Московский энергетический институт, однако не был принят «по социальному происхождению». Был зачислен на энергетический факультет Уральского индустриального института (УИИ, г. Свердловск, ныне Уральский государственный технический университет им. Б.Н. Ельцина). К лету 1941 года окончил 4 курса УИИ, неоднократно поощрялся за отличную учебу (Сталинский стипендиат).
Летом 1941 года мобилизован, сначала в артиллерийское училище, а в декабре 1941 года - в Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского (курс «Б»), находившуюся в это время в эвакуации в Свердловске. В академии в это время проходил интенсивный набор студентов старших курсов университетов и технических вузов в целях ускоренной подготовки инженеров для авиационных частей (курсы «А» и «Б»). В числе других слушателей факультета электроспецоборудования Ю.П. Доброленский проходил стажировку в действующей армии, в частях авиации дальнего действия. На вооружении этих частей состояли поставлявшиеся по ленд-лизу американские бомбардировщики B-25, имевшие сложное электрооборудование (к тому же все инструкции были на английском языке). Слушатели академии оказали существенную помощь инженерам строевых частей в работе с новой техникой, а в дипломных проектах слушателей нашли отражение идеи по усовершенствованию электрооборудования самолета (в частности, в дипломном проекте Ю.П. Доброленского был разработан электропривод пулеметной турели). В 1943 г. вместе с вернувшийся из эвакуации академией Ю.П. Доброленский переехал в Москву. В ноябре 1944 года окончил с отличием факультет электроспецоборудования (присвоена квалификация «инженер-электрик ВВС» и воинское звание «старший лейтенант инженерно-технической службы») и поступил в адъюнктуру. Инженер-капитан (1945).
На факультете электроспецоборудования (в дальнейшем - электротехнический факультет) Ю.П. Доброленский оказался в числе учеников выдающегося русского ученого, академика В.С. Кулебакина - основоположника отечественной авиационной электроэнергетики, создателя крупной научной школы по электротехнике и электроэнергетике в академии им. Н.Е. Жуковского. Под руководством В.С. Кулебакина Ю.П. Доброленский защитил и дипломную, и диссертационную работу. После окончания адъюнктуры и защиты кандидатской диссертации (1948) - на преподавательской и научно-исследовательской работе в академии, доцент (1952). С 1954 г. заместитель начальника, с 1960 по 1964 г. - начальник кафедры авиационной электротехники. Воинские звания: инженер-майор (1948), инженер-подполковник (1953), инженер-полковник (1956).
Ю.П. Доброленский вел большую преподавательскую работу по электротехнической подготовке авиаинженеров, а также продолжал активно заниматься научными исследованиями. От задач электромашинной автоматики авиационного вооружения, рассмотренных в кандидатской диссертации, он перешел к более широкому кругу вопросов - разработке принципов телеуправления системами авиационного оборудования и вооружения, а в дальнейшем - к теории автоматического управления полетом. Многие важные результаты им были получены в содружестве с Г.С. Поспеловым - выдающимся ученым в области автоматического управления, впоследствии академиком РАН. Это направление в 1950-е годы было чрезвычайно актуальным, происходило становление (в первую очередь благодаря усилиям ученых академии - Г.С. Поспелова, А.А. Красовского и многих других) новой научной дисциплины - авиационной автоматики и телемеханики. В 1963 г. Ю.П. Доброленским в соавторстве с В.И. Ивановой и Г.С. Поспеловым был написан первый в нашей стране учебник по системам автоматического управления авиационным вооружением - «Автоматика управляемых снарядов». Итогом этого цикла исследований стала защита докторской диссертации в 1965 году.
В 1964 году Ю.П. Доброленский был назначен начальником электротехнического факультета (с 1973 г. - факультет авиационного оборудования) и возглавлял его более 20 лет (до 1985 г.). Профессор (1966), генерал-майор-инженер (1967, с 1984 после упразднения инженерных званий - генерал-майор авиации). За эти годы под его руководством и при его непосредственном участии произошло становление и развитие ряда новых дисциплин факультета, разработка и реализация планов подготовки инженеров по ряду новых специальностей. Так, в 1966 г. на факультете была создана кафедра электронной автоматики и телемеханики (первый начальник - Ю.А. Кочетков), в 1978 г. - кафедра автоматизированных систем управления ВВС (первый начальник - В.Г. Тарасов), в 1980 г. - кафедра оптико-электронных средств воздушной разведки (первый начальник - Б.И. Петрин). Совершенствовалась также подготовка по базовой специальности факультета - электротехнической. В 1974 году Ю.П. Доброленским с соавторами был написан учебник «Авиационная электротехника». На факультете прошли обучение и защитили дипломы и диссертации многие летчики-космонавты СССР (в том числе первая женщина-космонавт В.В. Терешкова).
Научные же интересы самого Ю.П. Доброленского в 1960-е годы концентрируются на проблемах динамики полета самолета в турбулентной атмосфере (в 1969 г. вышла его монография «Динамика полета в неспокойной атмосфере») и обеспечения безопасности полета в этих условиях с помощью систем автоматического управления. Цель этих работ, проводившихся большим коллективом сотрудников академии, состояла в наилучшем согласовании характеристик технических устройств с возможностями летчика (система «летчик - самолет»). Особенно широко эти исследования были развернуты в 1970-е годы совместно с Институтом авиационной и космической медицины (ныне НИИ военной медицины), возглавляемом в то время В.А. Пономаренко. В результате многочисленных экспериментов с участием летчиков были исследованы психологические аспекты деятельности летчика (в том числе в особых случаях полета и при автоматизации управления полетом), разработаны методы оценки самолетных систем отображения информации о параметрах полета в связи с характерными ошибками летчиков, и т.д. Результаты этих исследований опубликованы в книгах «Методы инженерно-психологических исследований в авиации» (1975), «Профессия - летчик» (1985) и др. Работы, выполненные в этой области Ю.П. Доброленским с коллегами в 1970-1980-х годах (и продолженные в дальнейшем их учениками), стали фундаментальным вкладом в развитие инженерной психологии и авиационной эргономики.
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1981).
С 1985 года в отставке, продолжал научную и преподавательскую деятельность в академии, работал профессором кафедры электрооборудования. Продолжал читать лекции по курсу «Авиационная электротехника», в 1987 г. под его редакцией вышел новый вариант учебника по этой дисциплине, а в 1989 г. - книга «Авиационное оборудование», в которой были систематически изложены принципы работы и устройство самолетных систем электроэнергетики, автоматики, управления, отображения информации и т.д. Эта книга и в настоящее время является одним из основных и наиболее цитируемых изданий по данной тематике.
В 1991 году уволился из академии и перешел на работу в Институт авиационной и космической медицины. Работал над подготовкой энциклопедического справочника по авиационной эргономике и экологии (вышел в 1997 г.)
Умер 4 ноября 1993 года. Похоронен на Рублевском кладбище в Москве.
Награжден 2 орденами Красной Звезды, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, многими медалями.
:
...




  • Доброленский Ю.П... Автоматика управляемых снарядов. [Djv- 8.2M] Учебник для высших технических учебных заведений. Авторы: Юрий Павлович Доброленский, Валентина Ивановна Иванова, Гермоген Сергеевич Поспелов. Под редакцией Г.С. Поспелова.
    (Москва: Государственное научно-техническое издательство Оборонгиз, 1963)
    Скан, обработка, формат Djv: Николай Савченко, 2017
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие (3).
      Глава I. Общие сведения об управляемых снарядах (5).
      Глава II. Некоторые математические методы исследования систем автоматического управления (30).
      Глава III. Управляющие сигналы при самонаведении (106).
      Глава IV. Управляющие сигналы при телеуправлении (139).
      Глава V. Управляющие сигналы при автономном наведении (168).
      Глава VI. Преобразование управляющих сигналов на снарядах (205).
      Глава VII. Усилители и исполнительные механизмы систем управления снарядами (223).
      Глава VIII. Математическое описание движения снаряда (240).
      Глава IX. Структура автопилотов (277).
      Глава X. Управление движением снаряда относительно его центра тяжести (290).
      Глава XI. Управление движением центра тяжести снаряда относительно заданной траектории (342).
      Глава XIII. Движение снарядов в неспокойной атмосфере (371).
      Глава XIII. Динамика самонаводящихся снарядов (408).
      Глава XIV. Динамика телеуправляемых снарядов (460).
      Глава XV. Динамика автономно наводимых снарядов (489).
      Глава XVI. Комплексы телеуправляемых снарядов и методы оценки точности стрельбы (525).
      Литература (543).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Книга посвящена автоматике управляемых снарядов. Задачи автоматического управления снарядами различных классов решаются на основе применения развитых в теории автоматического регулирования инженерных методов расчета линейных и нелинейных динамических систем.
Рассмотрены возможные принципы получения управляющих сигналов при разных методах наведения на цель. Изложены основы динамики управления снарядами и типовые структуры систем управления. Даны аналитические выражения для расчета и определения ошибок наведения.
Книга является учебником для студентов втузов, вместе с тем она будет полезна для инженерно-технических работников, специализирующихся в области автоматического управления снарядами.