|
-
(02.01.1862 - 15.11.1919)
Большая советская энциклопедия: Доливо-Добровольский Михаил Осипович [21.12.1861(2.1.1862), Петербург, - 15.11.1919, Гейдельберг, Германия], русский электротехник, создатель техники трехфазного тока. В 1878 поступил в Рижский политехнический институт, но был исключен за участие в политических выступлениях студентов. В 1884 окончил высшее техническое училище в Дармштадте в Германии и поступил на работу конструктором на заводы электротехнической компании Т. Эдисона (впоследствии фирма AEG; с 1909 Д. директор этой фирмы). Д. усовершенствовал электромагнитные амперметры и вольтметры для измерения постоянного и переменного токов (1887-1888). Для различного рода измерительных приборов удачно применил принцип двигателя с вращающимся магнитным полем (1892). Д. создал также приборы для устранения в телефонах помех от электрических сетей сильных токов (1892), изобрел способ деления напряжения постоянного тока, основанный на применении неподвижной катушки индуктивности, которую он назвал делителем напряжения (1893). В 1888 Д. построил первый трехфазный генератор переменного тока с вращающимся магнитным полем мощностью 2,2 квт, предложил асинхронный двигатель трехфазного переменного тока с ротором из литого железа с насаженным полым медным цилиндром. Вскоре конструкция асинхронного электродвигателя была значительно улучшена применением ротора типа «беличьего колеса» (1889). В этот же период разработал все элементы трехфазных цепей переменного тока: трансформаторы трехфазного тока (1890), пусковые реостаты, измерительные приборы (например, фазометр, 1894), схемы включения генераторов и двигателей звездой и треугольником и др. В 1891 на Всемирной электротехнической выставке во Франкфурте-на-Майне Д. демонстрировал первую в мире трехфазную систему передачи электроэнергии на расстояние около 170 км. Д. первый предложил широко применяющийся метод гашения электрической дуги в выключающих аппаратах (1910-14). В 1919 Д. выдвинул положение о том, что передача электрической мощности переменным током на большие расстояния (сотни и тыс. км) окажется нерациональной из-за значительных потерь в линии.
: ... |
|