«И» «ИЛИ»
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Эразм Роттердамский

Эразм Роттердамский 117k

(Erasmus Roterodamus)

(28.10.1469 - 12.07.1536)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Большая советская энциклопедия: Эразм Роттердамский (Erasmus Roterodamus), Дезидерий (Desiderius) (28.10.1469, Роттердам, - 12.7.1536, Базель), нидерландский ученый-гуманист, писатель, филолог, богослов, виднейший представитель северного Возрождения. Образование получил в Парижском университете (1495-99). Жил во Франции, Англии, Германии, Италии, Швейцарии, пользовался всеевропейским признанием. Писал на латыни, универсальном языке образованной Европы того времени.
Решающими для формирования творческой личности Э.Р. были нидерландский мистицизм и гуманистическая образованность, а также влияние кружка т.н. оксфордских реформаторов (Дж. Колет и др.), призывавших к новому, углубленному, научно-обоснованному прочтению священных текстов христианства. Э.Р. осуществил первопечатное издание греческого оригинала Нового завета со своими обширными комментариями (1517) и собственный латинский перевод (в изд. 1519). Он создал стройную систему нового богословия, которое называл «философией Христа». В этой системе главное внимание сосредоточивается на человеке в его отношении к богу, на нравственных обязательствах человека перед богом; проблемы спекулятивного богословия (сотворение мира, первородный грех, троичность божества и др.) обходятся Э.Р. как не имеющие жизненно важного значения и принципиально не разрешимые. Он стал главой течения в гуманизме, получившего название «христианский гуманизм». Э.Р. выступал против обмирщения церкви, культа реликвий, монашеского паразитизма и пустосвятства, бездуховной обрядности и потому был предтечей Реформации. Но не менее последователен был он и в неприятии фанатизма, жесткого догматизма и особенно беспредельного унижения человека перед богом, характерного для лютеранства; поэтому он порвал с Лютером, которого ранее поддерживал. Его позиция не удовлетворяла ни одну из враждующих сторон, он вынужден был бежать из Лувена и из Базеля, спасаясь от религиозного фанатизма лувенских католиков (1521) и базельских церковных реформаторов (1528).
Из огромного наследия Э.Р. наиболее известны «Похвала Глупости» (1509, русский перевод 1960) и «Разговоры запросто» (1519-35, русский перевод 1969). Первое сочинение - сатира философская, второе - по преимуществу бытовая, но оба построены на общем фундаменте: убежденности в противоречивости всего сущего и зыбкости рубежа между противоположностями. Госпожа Глупость, поющая хвалу себе самой, легко оборачивается мудростью, самодовольная знатность - тупой низостью, безграничная власть - худшим рабством, поэтому драгоценнейшим правилом жизни становится призыв «ничего сверх меры!». В этой убежденности - суть идейной позиции Э.Р., обнаруживающейся и в других его произведениях. Сб. «Пословицы» («Adagia», 1500) включает изречения и поговорки античных писателей с комментариями.
Публицистична большая часть педагогических, нравственно-поучительных, богословских сочинений Э.Р.: антилютеровский трактат «О свободе воли» (1524), «О достойном воспитании детей с первых лет жизни» (1529) и др. Сохранилась обширная переписка Э.Р., который был большим мастером эпистолярного жанра.
:
...




  • Эразм Роттердамский. Похвальное слово глупости. [Pdf- 7.7M] Автор: Эразм Роттердамский (Erasmus Roterodamus). Перевод и комментарии П.К. Губерд. Вступительная статья И. Смилги. Иллюстрации в тексте с рисунками Ганса Гольдбейна Младшего. Титул, суперобложка и рис. переплета работы Л.С. Хижинского.
    (Москва - Ленинград: Издательство «Academia», 1931. - Серия «Сокровища мировой литературы»)
    Скан, обработка, формат Pdf: ???, предоставил: Тимофей Марченко, 2012
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие И.Т. Смилга (7).
      От переводчика (21).
      ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ГЛУПОСТИ
      Обращение Эразма к Томасу Мору (43).
      Глава I. Глупость одним своим видом разгоняет заботы слушателей (47).
      Глава II. Содержание речи (48).
      Глава III. Почему она сама себя хвалит (49).
      Глава IV. Почему говорит без подготовки (50).
      Глава V. Глупость немедленно сама себя выдает (51).
      Глава VI. Подражание риторам (52).
      Глава VII и VIII. Родословная Глупости, место ее рождения, ее кормилицы (53).
      Глава IX. Спутники Глупости (55).
      Глава X, XI, XII. Глупости люди обязаны и самой жизнью, и всеми житейскими благами (56).
      Глава XIII. Родство Глупости с ребячеством и старостью (59).
      Глава XIV. Глупость удерживает юность и отгоняет старость (62).
      Глава XV. Боги особливо нуждаются в Глупости (64).
      Глава XVI. Приправа Глупости нужна повсюду (67).
      Глава XVII. Благодаря Глупости женщины нравятся мужчинам (68).
      Глава XVIII. Глупость - лучшая приправа попойки (70).
      Глава XIX. Она же соединительница друзей (71).
      Глава XX. Примирительница супругов (73).
      Глава XXI. Связь всякого человеческого общества (74).
      Глава XXII. Почему Фивлатия именуется родной сестрой Глупости (74).
      Глава XXIII. Глупость - причина войн (76).
      Глава XXIV, XXV. Невыгоды Мудрости (77).
      Глава XXVI. Сила всякого вздора в народе (81).
      Глава XXVII. Жизнь человеческая - только забава Глупости (82).
      Глава XXVIII. Жажде суетной славы люди обязаны науками и искусствами (83).
      Глава XXIX. Глупость требует, чтобы ее похвалили за рассудительность (83).
      Глава XXX. Глупость ведет к мудрости (87).
      Глава XXXI. Только благодаря Глупости жизнь бывает сносной (89).
      Глава XXXII, XXXIII. Науки изобретены на пагубу роду людскому; среди них особенно ценятся те, которые связаны с Глупостью (93).
      Глава XXXIV. Из животных всего счастливее те, которые не знают никакой дрессировки (97).
      Глава XXXV, XXXVI, XXXVII. Дураки, юродивые, глупцы и слабоумные гораздо счастливее мудрецов (98).
      Глава XXXVIII. Почему следует предпочитать безумие (101).
      Глава XXXIX. Безумие супругов, охотников, строителей и игроков (106).
      Глава XLI. Суеверы (109).
      Глава XLII. Люди, тщеславящиеся благородством своего происхождения (111).
      Глава XLIII. Филавтия отдельных смертных, народов и городов (116).
      Глава XLIV. Сестра Филавтии - Лесть. (118).
      Глава XLV. Счастье зависит от нашего мнения о вещах (119).
      Глава XLVI. Глупость на всех смертных равно изливает свои благодеяния (122).
      Глава XLVII. Снисходительность Глупости (124).
      Глава XLVIII. Различные виды и формы Глупости (125).
      Глава XLIX. Грамматики (129).
      Глава L. Поэты (132).
      Глава LI. Правоведы (135).
      Глава LII. Философы (136).
      Глава LIII. Богословы (138).
      Глава LIV. Иноки и монахи (149).
      Глава LV, LVI. Короли и придворные вельможи (160).
      Глава LVII. Епископы (164).
      Глава LVIII. Кардиналы (166).
      Глава LVX. Верховные первосвященники (167).
      Глава LX. Германские епископы (172).
      Глава LXI. Фортуна благоприятствует глупости (175).
      Глава LXII. Свидетельство древних (178).
      Глава LXIII. Свидетельство Священного писания (179).
      Глава LXIV и LXV. Лукавые толкователи слов Священного писания (186).
      Глава LXVI. Христианская вера сродни Глупости (199).
      Глава LXVII. Высшей наградой для людей является некий вид безумия (206).
      Глава LXVIII. Эпилог (209).
      Примечания (211).
ИЗ ИЗДАНИЯ: ...