«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Гжегорчик Анджей

Анджей Гжегорчик 79k

(Andrzej Grzegorczyk)

(1922)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Философия: Энциклопедический словарь, 2004: Гжегорчик (Grzegorczyk) Анджей (р. 1922) - польский логик и философ. В годы Второй мировой войны изучал философию и математику в тайном Варшавском университете, в дальнейшем - проф. Института математики, а затем - Института философии и социологии Польской академии наук.
Г. принадлежат многие важные результаты в математической логике и в обосновании математики. Ввел иерархию первично рекуррентных функций, названную «иерархией Гжегорчика». Предложил семантику для интуиционистской логики, опирающуюся на понятие информации и эквивалентную семантике С.А. Крипке. Указал возможную модальную аксиому, названную его именем: L(L(A-›) LA)-›A)-›A, ведущую к расширению системы S4 К. Льюиса.
В философии математики Г. симпатизирует математическому конструктивизму, в согласии с типичными филос. представлениями пол. математической школы признает, что математическая практика не может быть ограничена заранее принятыми филос. допущениями. При оценке значимости логических теорий следует руководствоваться, согласно Г., их приложениями в др. областях знания, и прежде всего в математике. Симпатия к конструктивизму вызвана у Г. общим принятием теистической онтологии Т. Котарбиньского, в основе которой лежит идея, что мир слагается из вещей. Г. истолковывает эту онтологию как гипотетически наилучшую, поскольку она наиболее проста и наиболее близка повседневному опыту.
Особую важность для философии имеют, по мысли Г., философия человека и этика. Он начинает заниматься этими разделами философии в 1970-1980-х гг. Этические и философско-антропологические взгляды Г. инспирированы христианством. Он является сторонником истолкования религии как источника морального переживания, а не как институционализированной конфессии. Религия трактуется Г. как одна из основ универсалистической философии. Др. основой последней должен быть европейский рационализм, проявляющийся, в частности, в логике. Размышления над ролью логики в целокупной человеческой деятельности приводят Г. к идее обновления психологизма в логике, подвергнутого осуждению Г. Фреге и Э. Гуссерлем. Г. отводит философии особо важную роль в формировании современной интеллектуальной позиции, способной отвечать на вызовы времени.
:
...




  • Гжегорчик А. Популярная логика: Общедоступный очерк логики предложений. (Logika popularna. Przystepny zarys logiki zdan, 1961) [Djv- 1.8M] Издание 3-е, стереотипное. Перевод с польского С.П. Беляева.
    (Москва: Издательство «Наука». Главная редакция физико-математической литературы, 1979)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: bolega, 2014
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      §1. Чем занимается логика? (5).
      §2. О правильном выражении мысли в предложениях (13).
      §3. Правило отделения (modus ponens) (26).
      §4. Законы логики предложений (31).
      §5. Характеристика логических союзов (53).
      §6. Табличная проверка формул логики предложений (69).
      §7. Применение логики предложений (87).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Математическая логика - своеобразная область науки, тесно связанная как с математикой, так и с философией, - выдвинулась на первый план в последние десятилетия, когда возникла потребность в автоматизации процессов, выполнявшихся ранее лишь человеческим мозгом. Теория электронных цифровых машин и других «умных» автоматов, изучение структуры языка, глубокие философские вопросы оснований математики и других наук - вот сфера применений математической логики.
Книга Анджея Гжегорчика предназначена для того, чтобы удовлетворить возрастающий интерес и этой науке людей, не являющихся специалистами ни в математике, ни в логике. От читателя не требуется ни знания математических фактов, ни привычки к чтению математической литературы. Автор ведет изложение в разговорном стиле, логические символы заменяет словами. Многочисленные примеры облегчают усвоение материала.