«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Гоберман Давид Ноевич

Давид Ноевич Гоберман 306k

-

(24.01.1912 - 11.12.2003)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Давид Ноевич Гоберман (24 января 1912, Минск - 11 декабря 2003, Санкт-Петербург) - советский и российский художник, график, фотограф, искусствовед, этнограф. Член Союза художников СССР.
Давид Гоберман родился в Минске в традиционной еврейской семье, одним из пятерых детей. Разговорным языком в семье был идиш. Его отец был флейтистом, ко времени рождения сына занимался мелкой торговлей; мать была домохозяйкой. Учился в хедере, в еврейской школе Гилеля Молочникова, затем в белорусской школе, и одновременно брал уроки живописи у минской художницы Юлии Николаевны Леонтьевой, ученицы И.К. Айвазовского. Занимался живописью и скульптурой у А.М. Бразера. В 1929 году переехал в Ленинград, где уже жили два его брата. Работал на заводе токарем и учился в студии ИЗОРАМа (Изо рабочей молодежи Ленинграда). В 1932 году стал студентом Ленинградского инженерно-строительного института. В 1933-1939 годах Д.Н. Гоберман учился на архитектурном факультете Академии Художеств в Ленинграде у Н.А. Тырсы и Н.Ф. Лапшина. В 1939 году был призван в армию, где служил в саперных войсках до окончания Великой Отечественной войны. Отец художника погиб в Минском гетто.
В послевоенные годы Давид Гоберман поселился в Кишиневе, где занялся изучением декоративно-прикладного искусства Молдавии, разрабатывал эскизы ковров на основе народных мотивов для местной ткацкой фабрики. В 1945 году вступил в Союз художников и в Союз архитекторов СССР. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию по орнаменталистике традиционных молдавских ковров. Ездил в искусствоведческие экспедиции по Молдавии, Буковине и Закарпатью. Во всех экспедициях, помимо сбора этнографического материала, Д.Н. Гоберман фотографировал предметы народного искусства - традиционные бессарабские ковры, деревянные церкви Западной Украины, объекты народного зодчества (деревянные скульптуры Иисуса Христа у колодцев в Молдавии, резные украшения на избах), надгробные памятники. Особенно подробно Д.Г. Гоберман занимался изучением народного искусства гуцулов, в том числе национальной одежды, драгоценностей, традиционных украшений, гончарных изделий и керамики, вышивки, тканей. В 1970-х годах поселился в Ленинграде, где жил до конца жизни.
Собранные Д.Г. Гоберманом уникальные фотографические материалы составили основу изданных им на протяжении последующих лет на русском, молдавском и украинском языках монографий и фотоальбомов - «Молдавские ковры: выпуск первый» (1959), «Ковры Молдавии» (1960), «Гуцульщина - край искусства» (1966), «Памятники деревянного зодчества Закарпатья» (1970), «Росписи гуцульских гончаров» (1972, украинское издание - 2005), «Памятники молдавского искусства на Буковине» (1972), «Памятники боевой и революционной славы Молдавии» (на молдавском языке, 1976), «Каменный цветок Молдавии» (1979), «Искусство гуцулов» (1980), «Поклонные кресты Молдовы» (2004), искусствоведческие альбомы-путеводители серии «Дороги к прекрасному» - «По Молдавии» (1975), «По Гуцульщине» (1979), «По Северной Буковине» (1983).
В 1998 году вышла книга воспоминаний и размышлений «Художник о себе», в 1987 году к 75-летию и в 2002 году к 90-летию художника - альбомы-каталоги его живописных работ «Выставка произведений», в 2002 году - также к 90-летию художника - документальный фильм «Гоберман глазами Гобермана». Большинство живописных работ Д.Н. Гобермана находятся в частных коллекциях, среди самых известных - «Берег Камы» (1949, холст, масло), «Ленинград. На каменном острове» (1956, холст, масло), графические работы - «Красные дома» (1973), «Спящее село» (1975), «Старик с трубкой» (1978), «Букет в черной вазе» (1983), «Керамические сосуды» (1983), «Натюрморт с портретом» (1985), «Портрет архитектора» (1985), «Пейзаж с желтым домом» (1986). Начиная с 1980-х годов живописные работы Д.Н. Гобермана экспонировались на нескольких персональных выставках, последняя из которых - выставка рисунка 1942-2002 годов - прошла в марте 2004 года в Санкт-Петербурге.
Начиная с конца 1930-х годов Д.Г. Гоберман фотографировал надгробные памятники XVIII - начала XX века на еврейских кладбищах Украины, а после войны - Молдавии и Западной Украины. На протяжении нескольких десятилетий ему удалось запечатлеть и описать сотни резных надгробий на действующих и заброшенных еврейских кладбищах бывших еврейских местечек Бессарабии, Северной Буковины и Восточной Галиции (современной Молдавии, Черновицкой, Ивано-Франковской и Закарпатской областей Украины). Еврейское население этих местечек было уничтожено во время войны и большая часть сфотографированных и каталогизированных им надгробных стел были впоследствии разрушены, в связи с чем собранная Д.Н. Гоберманом коллекция негативов является уникальной. Кроме того, так как в советское время публикация подобных материалов была невозможна, Д.Н. Гоберман стал фактически первым, кто занялся их систематическим изучением. Однако опубликовать эти фотографии стало возможным лишь в послеперестроичные годы - в 1990-2000-е годы в России и в США вышли двуязычные альбомы фотографий еврейских надгробий с комментариями автора «Еврейские надгробья на Украине и в Молдове» (1993), «Carved Memories: Heritage in Stone From the Russian Jewish Pale» (Резная память: наследие в камне из черты еврейской оседлости, 2000), «Забытые камни: еврейские надгробия 18 - начала XX века в Молдове» (2000), «Еврейские надгробия на Украине» (2001). Выставка из 70 фотографий еврейских надгробий из коллекции Д.Г. Гобермана «Within the Pale: Jewish Tombstones in the Ukraine and Moldova Photographed by David Goberman» (В черте оседлости: еврейские надгробия на Украине и в Молдове, сфотографированные Давидом Гоберманом) прошла в Бруклинском художественном музее (Brooklyn Art Museum) с 14 января по 30 апреля 2000 года. Подобные выставки прошли в Кишиневе, Киеве, Санкт-Петербурге и Москве. Для сохранения более тысячи негативов Кеннетом Пушкиным (Kenneth A. Pushkin) и Энн Саммерфельд Холлиуэлл (Anne Sommerfeld Halliwell) был организован «Архив Гобермана» в США (The Goberman Archive). На основе сделанных фотографий Д.Н. Гоберман создал серию монотипий, посвященных сюжетам резных надгробий старого кишиневского кладбища, снесенного в 1950-х годах.
:
...




  • Гоберман Д.Н. Каменный цветок Молдавии. [Djv-16.6M] Автор: Давид Ноевич Гоберман. Фотосъемка автора.
    (Кишинев: Издательство «Картя Молдовеняскэ», 1970)
    Скан, обработка, формат Djv: Skaramusch, 2012
    • ПЕРЕЧЕНЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ:
      1. Реут у села Желобок. Оргеевский район.
      2-5. Жилой дом с подклетью. Село Лазо, Оргеевский район. 2 - общий вид: 3 - деталь ордера; 4 - галерея; 5 - изваяние цветка на столбиках ограждения.
      6. Галерея жилого дома. Лазо.
      7. Резные украшения стены жилого дома. Лазо.
      8. Калитка с изображениями вазонов на пилонах. Лазо.
      9. Фрагмент ограждения галереи. Лазо.
      10. Верхняя часть колонки с кистевидными украшениями. Лазо.
      11. Погреб с округлым фронтоном. Лазо.
      12. Угловая колонка галереи. Лазо.
      13. Погреб, примыкающий к жилому дому. Лазо.
      14. Заброшенный погреб. Лазо.
      15. Жилой дом с пристройкой. Село Жаврены, Дубоссарский район.
      16. Часть витой колонки с капителью. Жаврены.
      17. Сушка табака под навесом галереи. Жаврены.
      18. Часть угловой колонки. Жаврены.
      19. Неогражденная галерея жилого дома. Жаврены.
      20. 21. Жилой дом с подклетью. Общий вид и архитектурный фрагмент. Село Желобок, Оргеевский район.
      22. 23. Ворота. Общий вид и деталь. Желобок.
      24. Капитель с кистевидными «подвесками», увенчивающая колонку галереи. Желобок.
      25. Воротные пилоны, увенчанные цветочными изваяниями. Желобок.
      26. Декоративная обработка столбика и внутренней плоскости парапета. Желобок.
      27. Дымовая труба. Желобок.
      28. Резные украшения стены. Желобок.
      29. Дымовая труба. Желобок.
      30. Цветочный узор на парапете галереи. Желобок.
      31. 32. Ворота с калиткой. Общий вид и деталь. Желобок.
      33. Погреб, украшенный архитектурной резьбой. Желобок.
      34. Часть дворика с погребом. Желобок.
      35. Жилой дом с хозяйственной пристройкой. Желобок.
      36. Возведение воротного пилона. Желобок.
      37. Фасад жилого дома. Желобок
      38. Дымовая труба. Желобок.
      39. Жилой дом без галереи. Село Магала, Дубоссарский район.
      40. Архитектурная обработка дымовой трубы. Магала.
      41. Жилой дом. Село Фурчены, Оргеевский район.
      42. Угловая колонка галереи. Фурчены.
      43. 44. Внутренний вид галереи жилого дома и цветочные изваяния на парапете крыльца. Фурчены.
      45. Дымовая труба с зубчатым завершением. Фурчены.
      46. Фрагмент колонки. Фурчены.
      47-50. Цветочные каменные изваяния, увенчивающие воротные пилоны. Село Устье, Дубоссарский район.
      51. Декоративная розетка на воротном пилоне. Устье.
      52. Архитектурный фрагмент. Село Слободка, Оргеевский район.
      53. Крыльцо. Слободка.
      54. Витые колонки галереи. Слободка.
      55. Декоративная обработка верхней части стены жилого дома. Слободка.
      56. Портал погреба. Слободка.
      57. Галерея с витыми колонками. Слободка.
      58. Дворик. Слободка.
      59. 60. Изваяния цветка на ограждении крыльца. Слободка.
      61. Колоннада галереи жилого дома. Слободка.
      62. Новый дом. Слободка.
      63. Капитель. Слободка.
      64. Декоративная обработка верхней части стены жилого дома. Слободка.
      65. Фасад жилого дома. Село Бранешты, Оргеевский район.
      66. Дом под камышовой крышей. Бранешты.
      67. Дымовая труба. Село Требужены, Оргеевский район.
      68. Старая калитка. Требужены.
      69. Дымовая труба, завершенная пятью соцветиями. Требужены.
      70. За росписью галереи. Село Иванча, Оргеевский район.
ИЗ ИЗДАНИЯ: В центральной части Молдавии, где холмистые просторы покрыты лесами и перелесками - остатками некогда могучих кадр, есть группа сел, отличающихся на редкость своеобразной архитектурой крестьянских каменных строений. Жилые дома под высокими папахами камышовых крыш или под надежным покровом черепицы привлекают открытыми проемами уютных галерей и оригинальными, нигде в подобном виде не встречающимися формами резных колонок, капителей, дымовых труб. А рядом с жилищем белокаменные порталы винных погребков и воротные столбы поражают невиданными изваяниями цветов...
  • Гоберман Д.Н. Росписи гуцульских гончаров. [Djv-24.8M] Оформление и макет Б.А. Денисовского. Цветная съемка В.С. Прийменко. Натурные фотографии Д.Н. Гобермана, В.С. Прийменко, В.А. Талантова.
    (Ленинград: Издательство «Искусство»: Ленинградское отделение, 1972)
    Скан, обработка, формат Djv: Ahum, 2015
    • СОДЕРЖАНИЕ:
ИЗ ИЗДАНИЯ: ...
  • Гоберман Д.Н. Старый Орхей. [Djv- 5.4M] Фотоочерк (на молдавском, русском и английском языках). Текст и фото: Давид Ноевич Гоберман.
    (Кишинэу: «Тимпул», 1975)
    Скан, обработка, формат Djv: Skaramusch, 2012
    • СОДЕРЖАНИЕ:
ИЗ ИЗДАНИЯ: От Кишинева дорога к заповеднику «Старый Орхей» ведет на север республики. В десяти километрах от Оргеева она сворачивает направо, к Иванче и Бранештам. Сразу за этими селами взгляду открывается гигантская чаша с крутыми скалистыми откосами, очерченными понизу серебристой излучиной Реута. Слева от спуска, в котловине, утопают в зелени Требужены. Справа, чуть подалее - Бутучены. А между ними, образованный лентой Реута, удобно расположился мыс Пештере. Мыс этот, составляющий покатое днище чаши, и есть территория Старого Орхея...