«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Кребийон Клод

Клод Кребийон 92k

(Claude Prosper Jolyot de Crebillon)

(14.02.1707 - 12.04.1777)

Википедия: Клод Кребийон, Кребийон-сын (фр. Claude Prosper Jolyot de Crebillon; 14 февраля 1707, Париж - 12 апреля 1777, там же) - французский писатель XVIII века, сын поэта и драматурга Проспера Жолио де Кребийона.
Воспитывался в иезуитском коллеже Людовика Великого (1720-1725 или 1726), однако уклонился от вступления в орден. Был в хороших отношениях с Жаном-Филиппом Рамо и Франсуа Буше, дружил с Луи Себастьеном Мерсье. В 1748 г. женился на английской аристократке, Марии Генриетте Стаффорд, которая, по свидетельствам современников, сочетала кротость характера и благочестие с внешним уродством. Несмотря на покровительство со стороны герцога Орлеанского, после смерти жены (1755) Кребийон разорился и был вынужден продать свою библиотеку. В 1759, благодаря протекции Ж.А. де Помпадур, назначен королевским цензором.
Первое сочинение Кребийона - пародирующая волшебную сказку новелла «Сильф» (Le Sylphe, 1730). В том же ключе позднее им была создана повесть «Ах! Что за сказка» (Ah! Quel conte, 1754). В своих произведениях Кребийон развивает своего рода феноменологию чувств. В этом отношении он блихок к П. Мариво и другим прозаикам рококо. Ряд романов Кребийона-сына относится к популярной в XVIII веке эпистолярной литературе: «Письма маркизы М*** графу Р***» (Lettres de la Marquise de M*** au Comte de R***, 1732), «Письма герцогини *** герцогу ***» (Lettres de la Duchesse*** au Duc de ***, 1768), «Афинские письма» (Lettres atheniennes, 1771).
В романе «Шумовка, или Танзаи и Неадарне» (L’Ecumoire ou Tanzai et Neadarne, 1734) Кребийон следовал характерной для его эпохи моде на ориентализм. Роман вызвал скандал, в нем усмотрели религиозную и политическую крамолу, в результате чего писатель на непродолжительное время оказался за решеткой. Кроме того, Кребийон высмеял здесь стиль романа Мариво «Жизнь Марианны» - и удостоился нелестных замечаний в свой адрес в четвертой части другого романа писателя, «Удачливый крестьянин».
Немало шума наделал еще один «восточный» роман Кребийона «Софа» (Le Sopha, 1742) (его влияние очень ощутимо в «Нескромных сокровищах» Д. Дидро). Кребийон был ненадолго выслан из Парижа. В своем самом знаменитом сочинении, психологическом романе «Заблуждения сердца и ума» (Les Egarements du c?ur et de l’esprit, 1736-1738) писатель воссоздал историю «воспитания чувств» молодого человека, осваивающего галантную науку. Этот роман, как и некоторые другие сочинения писателя, предвосхищает «Опасные связи» Шодерло де Лакло. Роман «Счастливые сироты» (Heureux orphelins, 1754) свидетельствует о хорошем знании автором традиций современной ему английской прозы (Г. Филдинг). Кребийон написал также две повести-диалога: «Ночь и Мгновение» («La Nuit et le Moment», 1755) и «Случай у камина» («Le hazard au coin du feu», 1763).
.
клод кребийон на страницах библиотеки упоминается 2 раза:
* «Литературные памятники». Выпуски Ж-Л (серия)
* Кребийон Клод
  • Кребийон К. Заблуждения сердца и ума, или Мемуары г-на де Мелькура. (Les egarements du coeur et de l'esprit, ou memoires de m-de Meilcour) [Djv- 3.9M] Издание подготовили А.Д. Михайлов, А.А. Поляк, Н.А. Поляк. Ответственный редактор А.Д. Михайлов.
    (Москва: Издательство «Наука», 1974. - Серия «Литературные памятники»)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      ЗАБЛУЖДЕНИЯ СЕРДЦА И УМА. Перевод А.А. Поляк и П.А. Поляк
      Господину Кребийону, члену Французской Академии (5).
      Предисловие (7).
      Часть первая (13).
      Часть вторая (104).
      Часть третья (174).
      ДОПОЛНЕНИЯ
      Сильф, или Сновидение г-жи де Р***, описанное ею в письме к г-же де С***. Перевод А.А. Поляк и П.А. Поляк (263).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      А.Д. Михайлов. Роман Кребийона-сына и литературные проблемы рококо (287).
      Примечания (Составил А.Д. Михайлов) (332).
      Основные даты жизни и творчества Клода Проспера Жолио де Кребийона (339).
      Список иллюстраций (342).
      СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ:
      Кребийон-сын. Гравюра работы неизвестного художника (4).
      У подъезда. Гравюра Дюбуше по рисулку Моро-Младшего (32).
      Свидание в парке. Гравюра Дюбуше по рисунку Моро-Младшего (33).
      Верховая прогулка. Гравюра Дюбуше по рисунку Моро-Младшего (96).
      Утро щеголя. Гравюра Дюбуше по рисунку Моро-Младшего (97).
      Партия в вист. Гравюра Дюбуше по рисунку Моро-Младшего (128).
      Да или нет? Гравюра Дюбуше по рисунку Моро-Младшего (129).
      В фойе оперы. Гравюра Дюбуше по рисунку Моро-Младшего (192).
      Интимный ужин. Гравюра Дюбуше по рисунку Моро-Младшего (193).
.
.
  • Кребийон К. Шумовка, или Танзай и Неадарне. Софа. (L'Ecumoire, ou Tanzai et Neadarne. Le Sopha) [Djv- 8.5M] Издание подготовили Е.Э. Бабаева, Н.О. Веденеева, А.Д. Михайлов. Ответственный редактор А.Д. Михайлов.
    (Москва: Издательство «Наука», 2006. - Серия «Литературные памятники»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Шумовка, или Танзай и Неадарне. Японская история (перевод Е.Э. Бабаевой) (7).
      Софа. Нравоучительная сказка (перевод Е.Э. Бабаевой) (149).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      А.Д. Михайлов. Два романа Кребийона-сына - ориентальные забавы рококо, или Раздумия о природе любви (305).
      Н.О. Веденеева. Французская иллюстрация XVIII в. (330).
      Примечания (составил А.Д. Михайлов)
      Предварительные замечания (338).
      Шумовка, или Танзай и Неадарне. Японская история (339).
      Софа. Нравоучительная сказка (352).
      СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ (составила Н.О. Веденеева) (362).
      ФРОНТИСПИС
      Кребийон-сын. Портрет работы Г. Даготи
      АЛЬБОМ
      Игра в китайские шахматы. Гравюра Ж. Инграма (1721-?) по оригиналу Ф. Буше (1703-1770). Офорт, резец.
      Влюбленный пастух. Гравюра Ш.-Э. Пата (1744-1802) по оригиналу Кевердо (1748-1797). Офорт, резец.
      Потеря невинности. Гравюра Дори (XVIII в.) по оригиналу Ш. Муатта (1748-1790). Цветная акватинта.
      Отъезд на острова. Гравюра Дюпена (1718-?) по оригиналу А. Ватто (1684-1721). Офорт, резец.
      Сельские развлечения. Гравюра Жермена (1733-?) и Ш.-Э. Пата по оригиналу Л. Моро (1712-?). Офорт, резец.
      Венок. Гравюра М. де Монши (1746-18..?) по оригиналу Б. Лана (?). Офорт, резец.
      Фейерверк, устроенный в Медоне в 1735 г. Гравюра Ш.-Н. Кошена (1715-1790) по оригиналу Дебонваля (XVIII в.). Офорт, резец.
      «Я иду!» Гравюра Л. Марена (вторая половина XVIII в.) по оригиналу Ж. Бодуэна (1723-1769). Цветной пунктир.
      Приятная неволя. Гравюра Дори по оригиналу Ф. Леклерка (1717-1768). Офорт, резец.
      Лежащая обнаженная. Гравюра Ж. Демарто (1722-1776) по оригиналу Ф. Буше. Карандашная манера.
      «Кто там?» Гравюра Л. Марена по оригиналу Ж. Бодуэна. Цветной пунктир.
      Пробуждение Карлины. Гравюра Карре (вторая половина XVIII в.) по оригиналу Карома (?). Цветной пунктир.
      «Я занят вами...» Гравюра Ж. Видаля (1742-1804) по оригиналу М. Жерар (XVIII в.). Офорт, резец.
      Венера и Амур. Гравюра Ж. Демарто по оригиналу Ф. Буше. Карандашная манера.
      Опасное внимание. Гравюра А.-Ф. Деннеля (работал в Париже с 1760 по 1815 г.) по оригиналу Ф. Буше. Офорт, резец.
      Сравнение с букетом розы. Гравюра А.-Ф. Деннеля по оригиналу Г. де Сент-Обена (1724-1780). Офорт, резец.
      В ТЕКСТЕ
      Иллюстрации к роману «Шумовка, или Танзай и Неадарне». Гравюры Л.Ф. Дюбура (1693-1775).
      Иллюстрации к роману «Софа». Гравюры Ж. Пеллетье (1736-?).
      Титульный лист романа «Шумовка, или Танзай и Неадарне» издания 1734 г. (321).
      Титульный лист романа «Софа» издания 1749 г. (324).
.
.