«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Крылов Альберт Александрович

Альберт Александрович Крылов 62k

-

(1935)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Доктор психологических наук, профессор, лауреат премии Совета министров СССР, заслуженный деятель науки РФ.
Альберт Александрович Крылов родился в 1935 г. В 1959 г. окончил Военно-медицинскую академию. Это произошло в тот самый год, когда в Ленинградском университете Б.Ф. Ломов создал первую в стране лабораторию инженерной психологии. Позднее сам А.А. Крылов сравнит роль этой лаборатории для развития отечественной психологии с ролью лаборатории В. Вундта для развития мировой психологии. Возникшее новое направление в психологии показалось молодому военврачу весьма привлекательным. Уже в 1963 г. он под руководством Б.Ф. Ломова защитил кандидатскую диссертацию по инженерной психологии, некоторое время работал в Центральном научно-исследовательском институте «Морфизприбор». С 1967 г. начал преподавать в Ленинградском университете, а уже в 1969 г. стал заведующим кафедрой эргономики и инженерной психологии. В 1972 г. Альберт Александрович защитил докторскую диссертацию, его оппонентами были такие блестящие психологи, как Б.Г. Ананьев и В.Д. Небылицын, давшие работе самый положительный отзыв. Труды А.А. Крылова имели большое значение для развития в нашей стране нового инженерно-психологического научного направления, обеспечившего практические разработки по учету человеческого фактора в автоматизированных системах промышленного производства, повышению эффективности и безопасности деятельности человека, особенно в сложных и экстремальных условиях внешней среды.
В основе его диссертации, как и монографии «Человек в автоматизированных системах управления» (1972), лежала концепция включения. Впервые в отечественной психологии на основе тщательно проведенных экспериментальных исследований было показано, что даже в процессе решения человеком простых сенсомоторных задач происходит не осознаваемая человеком обработка информации, и результат этой обработки включается в последующую деятельность, обеспечивая процесс принятия сознательных решений. Эта идея позднее проникает и в западные исследования, в которых с конца 1970-х годов в той или иной форме начинает обсуждаться роль когнитивного бессознательного. На кафедре общей психологии факультета психо-логииСПбГУэтонаправлениев1990-егодыстанет развивать проф. В.М. Аллахвердов. В 1976 г. А.А. Крылов становится деканом факультета психологии и работает в этой должности до 2002 г. Здесь в полной мере проявляется его организаторский талант. За этот период факультет активно развивается и расширяется, создаются как новые кафедры, так и новые направления профессиональной подготовки студентов. По его инициативе и при его участии на факультете были созданы специализации «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности», «Психология социальной работы», специализации по юридической психологии, политической психологии, спортивной психологии. Велика его роль в создании общепсихологического практикума для всех студентов факультета психологии. Были также разработаны программы подготовки практических психологов. Разработаны основы психологического обучения как второго высшего образования. Психологическая подготовка в рамках всех специальностей высшей школы была определена им как психология личностного и профессионального развития. Под его руководством был подготовлен учебник и программы такой подготовки, а в 1997 г. для реализации этого замысла создана кафедра психологии и педагогики личностного и профессионального развития.
Взаимодействие А.А. Крылова с учеными и преподавателями Лейпцигского, Гамбургского, Будапештского, Загребского, Лейстерского и других университетов способствовало установлению научных контактов и совершенствованию учебно-педагогического процесса на факультете психологии СПбГУ. А.А. Крылов - организатор совместных с факультетом психологии международных образовательных проектов в Бразилии, Германии, Израиле и Италии.
С 1977 г. он возглавляет ведущую кафедру на факультете - кафедру общей психологии, созданную еще в 1944 г. акад. Б.Г. Ананьевым. Эта кафедра всегда была главным структурообразующим фактором развития психологии в Ленинградском университете. А.А. Крылов во многом способствовал выделению из структуры кафедры самостоятельных научных направлений, позднее оформившихся в самостоятельные подразделения (кафедры медицинской психологии и психофизиологии, дифференциальной психологии и психологии развития, психологии поведения и превенции поведенческих аномалий, онтопсихологии и др.).
При этом Альберт Александрович продолжает вести активную научно-педагогическую деятельность. Им опубликовано более 140 научных работ. Он руководит огромным количеством дипломных работ. Среди читаемых им курсов - «Введение в профессию», «История психологии», «Психология деятельности в экстремальных условиях». В 1976 г. Ученый совет Ленинградского университета наградил А.А. Крылова Почетной грамотой за педагогическое мастерство и подготовку научных кадров. В 1984 г. за прикладные инженерно-психологические исследования он был награжден специальной премией Совета Министров СССР, в 1985 г. - нагрудным знаком Минвуза СССР и ЦК Профсоюзов «За отличные успехи в работе» в области высшего образования СССР. В 1986 г. он получил Диплом I степени Совета ректоров вузов Ленинграда за успешное руководство научно-исследовательской работой студентов. В 1996 г. А.А. Крылов был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». В 2003 г. награжден орденом Дружбы, в 2005 г. ему присвоено звание «Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета».
А.А. Крыловым сделан серьезный вклад и в подготовку специалистов высшей квалификации: под его руководством проведено более 100 кандидатских диссертационных исследований, подготовлено 18 докторов наук. Научная школа профессора А.А. Крылова базируется на признании единства теории и практики как атрибута развития психологической науки. Его ученики сейчас успешно трудятся и как психологи-практики, и как ученые-исследователи. Поражает разносторонность интересов его учеников. Так, работающий в Казани проф. И.М. Юсупов исследует как психологию взаимопонимания, так и психический дизонтогенез и психогенные расстройства в детском и подростковом возрасте. Зав. кафедрой в Самарском государственном педагогическом университете проф. Н.Н. Ярушкин выполняет докторскую диссертацию «Саморегуляция и самоорганизация социального поведения личности», а затем публикует работы о роли семьи в правовой социализации несовершеннолетних. Проф. Е.В. Левченко начинает с исследования восприятия и понимания парадоксальных высказываний, а позднее, заведуя кафедрой в Перми, много и плодотворно изучает историю отечественной (в первую очередь петербургской) психологии. Проф. В.М. Бызова, долгое время работавшая в Сыктывкаре (сейчас проф. кафедры общей психологии СПбГУ), - специалист в области этнической психологии. Уже в ХХI в. ею под руководством А.А. Крылова (по гранту РФФИ) было проведено теоретическое и эмпирическое исследование толерантности, что позволило выявить представления молодежи о толерантности и ее роли в системе ценностей, восприятие межличностных отношений в кросскультурном аспекте, определены черты толерантной и интолерантной личности.
Одно из достижений А.А. Крылова недавнего времени - организация работы ведущих преподавателей факультета над учебником по психологии. Он не только создал концепцию учебника, не только работал с каждым автором над его текстом, но и сам написал ключевые разделы. Не удивительно, что вышедший в 1998 г. учебник выдержал уже несколько изданий (последнее появилось в 2008 г.).
В настоящее время в сферу научных изысканий А.А. Крылова включены теоретические проблемы, касающиеся самого предмета психологической науки. Развиваемое автором принципиальное положение о психологии как о духовной сущности человека, а не только как науке о психической отражательной функции мозга, имеет существенное значение не только для современной психологии, но и для гуманизации образования и воспитания, формирования приоритета общечеловеческих ценностей в системе ценностных ориентаций общественного и индивидуального сознания. А.А. Крылов и его последователи продуктивно используют в своей научной деятельности концепции ноосферы В.И. Вернадского, семиосферы Ю.М. Лотмана, этносферы Л.Н. Гумилева.
А.А. Крылов - участник многих научных форумов, проходящих в нашей стране и за рубежом. Долгое время он был председателем Головного совета по психологическим наукам РФ при Министерстве образования России. В течение многих лет является членом редколлегии самого престижного в отечественной психологии «Психологического журнала». Под его руководством издавались многочисленные сборники, выпускаемые факультетом психологии. По его инициативе и при его непосредственном участии на факультете психологии проводятся ставшие популярными среди отечественных психологов ежегодные «Ананьевские чтения», собирающие сотни психологов из разных концов страны.
:
...




  • Крылов А.А... Эргономика. [Djv- 3.1M] Учебник. Под редакцией А.А. Крылова и Г.В. Суходольского. Авторы: В.Д. Балин, Ю.Т. Ковалев, А.А. Крылов, С.А. Маничев, П.И. Падерно, Л.М. Соловова, Г.В. Суходольский, А.И. Юрьев.
    (Ленинград: Издательство ленинградского университета, 1988)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2012
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Введение (А.И. Юрьев) (3).
      Глава 1. Теоретические и методологические основы эргономики (А.И. Юрьев) (6).
      Глава 2. Трудовая деятельность и праксические состояния человека (33).
      Глава 3. Методы исследования праксических состояний человека (В.Д. Балин) (74).
      Глава 4. Экстремальные условия деятельности (А.А. Крылов) (92).
      Глава 5. Эргономические показатели и эргономическая оценка качества оборудования (Ю.Т. Ковалев, Г.В. Суходольский) (117).
      Глава 6. Эргономика и охрана труда (127).
      Глава 7. Организация учета эргономических требований при проектировании системы «человек - техника - среда» (149).
      Заключение (Г.В. Суходольский) (170).
      Рекомендуемая литература (175).
      Приложение. Перечень нормативно-технических документов (Ю.Т. Ковалев) (176).
      Предметный указатель (178).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Предлагаемый учебник отличается от уже существующих тем, что в нем внимание студентов акцентируется на психологических задачах конструктора-разработчика, специалиста по гигиене и физиологии труда. Впервые предложены способы преодоления трудных психических состояний человека, возникающих в процессе работы (утомление, напряженность и т.д.).
Для студентов психологических факультетов вузов. Может быть интересен специалистам в области эргономики и инженерной психологии, конструкторам, работникам служб НОТ.