|
-
(09.02.1927)
Львов Михаил Ростиславович (р. 9.2.1927, с. Паваренис, ныне в Алитусском районе Литвы), педагог, методист по русскому языку, член-корреспондент РАО (1993; член-корреспондент АПН СССР с 1978), доктор педагогических наук и профессор (1976). В 1953 окончил Барнаульский педагогический институт. С 1947 преподавал в школе г. Славгорода Алтайского края. С 1961 на научно-педагогической работе: в МГПИ им. В.И. Ленина (1961-64 и с 1975), Магнитогорском педагогическом институте (1964-75). Л. - автор работы по проблемам обучения и развития речи в начальной школе («Методика развития речи младших школьников»), в которой успешное языковое становление речи ребенка Л. ставит в зависимость от активизации его речевой деятельности, создания ситуаций, стимулирующих общение, формирования особой культуры речевой среды (речь родителей, учителей, привлечение «языка» художественной литературы, театра, кино). В развитии речи младших школьников Л. методически обосновал 3 направления: работа над словом, предусматривающая расширение источников изучения речи, углубление способов семантизации лексики, освоение синонимов и антонимов в языке; работа над словосочетанием и предложением с опорой на систему упражнений конструктивного и творческого характера; работа над связной речью с разработанной типологией и методикой сочинений. Опираясь на экспериментальные исследования (под руководством Л. в 1967-72), сформулировал ведущие тенденции речевого развития учащихся: рост объема и структурное усложнение единиц речи (до 3-го класса); увеличение разнообразия речевых средств (4-7-е классы); стабилизация средств речи (8-10-е классы). Эти исследования обобщены в труде «Тенденции развития речи учащихся» (в. 1-2, 1978-79). Л. - соавтор общих методических пособий: «Методика обучения русскому языку в начальных классах» (1979), составитель хрестоматии «Развитие речи учащихся в начальной школе» (1965), отразившей изучение данного вопроса в отечественной филологической науке от Ф.И. Буслаева и А.Я. Острогорского до М.А. Рыбниковой и др.
: ... |
|