«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Николаи Евгений Леопольдович

Евгений Леопольдович Николаи 61k

-

(15.04.1880 - 03.01.1950)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
...родился в Петербурге в семье известного ученого мостостроителя, профессора Петербургского института инженеров путей сообщения Леопольда Францевича Николаи. После окончания с золотой медалью гимназии он поступил в 1898 г. на математическое отделение физико-математического факультета Петербургского университета. После окончания его в 1902 г, был оставлен профессором Д.К. Бобылевым на кафедре прикладной математики для подготовки к профессорскому званию.
Одновременно он начинает вести упражнения в Петербургском электротехническом институте по математике (до 1907 г.) и в Петербургском политехническом институте по теоретической механике. В летние каникулы 1903 и 1905 гг. он слушал лекции по математике и механике в Геттингенском университете. В 1906-1909 гг. Е.Л. Николаи вел упражнения по теоретической механике на Петербургских высших женских политехнических курсах, в 1911 г. читал лекции по этому предмету в Петербургском технологическом институте, а в 1914 г. - в Петербургском политехническом институте и в Петербургском институте инженеров путей сообщения. С 1913 г. читал лекции по гидродинамике на инженерно-строительном отделении Петербургского политехнического института. Одновременно с большой педагогической работой он ведет плодотворную научную работу и публикует ряд статей по теории упругости.
В 1916 г. Е.Л. Николаи защитил на физико-математическом факультете Петроградского университета диссертацию на тему «К задаче об упругой линии двоякой кривизны» на соискание ученой степени магистра прикладной математики, а в 1917 г. был избран профессором кафедры теоретической механики Петроградского политехнического института. Через год, в 1918 г., он возглавил кафедру теоретической механики в Петроградском институте инженеров путей сообщения, а в 1919 г. - в Петроградском технологическом институте.
В 1922 г. вышла в свет первая, а в 1925 г. вторая часть его учебника по механике, которая в дальнейшем неоднократно переиздавалась.
Эта книга была написана с предельной ясностью и четкостью и содержала много иллюстраций законов механики из техники. Ее изучали сотни тысяч советских студентов.
После получения профессуры Николаи продолжал вести большую научную работу и опубликовал ряд статей по устойчивости стержней и теории колебаний.
В 1924 г. Николаи принял участие в Первом международном конгрессе по теоретической и прикладной механике в Делфте (Нидерланды) и ознакомился с высшими техническими школами в Делфте, Шарлоттенбурге и Брауншвейге (Германия), а в 1930 г. он принял участие в работе третьего такого конгресса в Стокгольме, где сделал доклад об устойчивости валов и ознакомился с работой научно-исследовательских институтов Берлина и Геттингена.
В 1927 г. по его инициативе было учреждено Ленинградское механическое общество, председателем которого он стал. В 1929 г. это общество начало издавать журнал «Вестник механики и прикладной математики», который в 1933 г. был преобразован в журнал «Прикладная математика и механика». Е.Л. Николаи был ответственным редактором этих журналов, и после передачи издания последнего журнала в Институт механики Академии наук СССР стал членом редколлегии.
В 1930 г. Е.Л. Николаи прекратил работу в Ленинградском институте инженеров путей сообщения и в Ленинградском технологическом институте и остался заведующим отделением технической механики в Ленинградском физико-механическом институте, созданном на базе соответствующей специальности Ленинградского политехнического института. В этом институте в 1930 г. он организовал новую специальность, которая вначале называлась «Динамические явления в машинах и механизмах», а затем «Динамика и прочность машин». В этом же году такая же специальность была создана в Харьковском политехническом институте, и с 1930 по 1961 гг., когда аналогичная специальность появилась в Московском высшем техническом училище им. Н.Э. Баумана, такая специальность в Советском Союзе была только в двух вузах, тогда как в настоящее время она введена в двенадцати вузах страны. В этом же 1930 г. Е.Л. Николаи начал работу в Ленинградском государственном университете профессором кафедры теории упругости, а с 1932 г. также заведующим отделом теории упругости и общей механики в Институте математики и механики университета.
В 1935 г. Е.Л. Николаи был утвержден в ученой степени доктора физико-математических наук без защиты диссертации и в ученом звании профессора по кафедре теории упругости. В это время он опубликовал ряд статей по устойчивости сжатых и скрученных стержней и по теории гироскопов, а также учебник по регулированию машин.
В 1944, 1946 и 1948 гг. вышли три его монографии по гироскопам.
:
...




  • Теория гироскопов. [Djv- 3.7M]
    (Москва - Ленинград: ОГИЗ. Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1948)
    Предоставлено: biblem.ru, 2008
    • СОДЕРЖАНИЕ:
ИЗ ИЗДАНИЯ: Предлагаемая вниманию читателей книга содержит возможно краткое изложение общей теории гироскопов и некоторых их приложений. Книга рассчитана на читателей, знакомых с основами высшей математики и теоретической механики в объеме втузовских программ. Все сведения из теоретической механики, необходимые для понимания дальнейшего изложения, кратко резюмированы в главе I книги. Автор надеется, что ознакомление с этой главой освободит читателя от необходимости наведения справок в курсах теоретической механики.
Предлагаемое изложение теории гироскопов представляет переработку изложения этой теории, которое было дано автором в третьей части его курса теоретической механики, изданной в 1939 г. и с того времени не переиздававшейся.