«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Попов Павел Иванович (астроном)

Павел Иванович Попов 512k

-

(11.12.1881 - 24.03.1969)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Павел Иванович Попов (29 ноября [11 декабря] 1881, с. Безобразово, Смоленская губерния - 24 марта 1969, Москва) - российский астроном и педагог. Кандидат физико-математических наук (1935), профессор (1935). Директор Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина (1942-1943).
Родился в семье почтового служащего. Отец в начале 1890-х годов вышел в отставку и поселился в Ярославской губернии, где взял в аренду участок земли и занялся крестьянским трудом. Вскоре он скончался, и Павел переехал в Вязьму к старшему брату, также служившему по почтовому ведомству, где в 1892 году поступил в гимназию, которую успешно окончил.
В 1900 году поступил на физико-математический факультет Московского университета; специализировался по астрономии у профессоров В.К. Церасского и С.А. Казакова, работал по механике под руководством профессора С.А. Чаплыгина. Участвовал в студенческом движении, за что был арестован, исключен из университета и полгода провел в тюрьме. Через год после исключения был восстановлен для обучения на общих основаниях. Во время революционных событий 1905 года принимал участие в студенческих боевых дружинах. В 1907 году окончил университет с дипломом 1-й степени.
После окончания университета П.И. Попов работал в университетской обсерватории для приготовления к преподавательской деятельности, преподавал математику, физику и астрономию в различных средних учебных заведениях Москвы. Участвовал в работе Московского астрономического общества. Организовал астрономическую обсерваторию в Народном университете Шанявского.
После установления советской власти с 1918 года сотрудничал с Народным комиссариатом по просвещению РСФСР в работе по проведению реформы народного образования. В Наркомпросе возглавлял секцию Государственного ученого совета (ГУС) по учебным пособиям (1922-1926).
Принимал деятельное участие в организации и работе Центрального института повышения квалификации кадров народного образования. В 1927-1933 годах заведовал там кафедрой физики. Одновременно преподавал физику на Высших научно-педагогических курсах при 2-м МГУ (1928-1930) и вел педагогическую работу в других высших учебных заведениях Москвы.
В 1930 году П.И. Попов начал по совместительству преподавать во вновь образованном при разделении 2-го МГУ Московском государственном педагогическом институте. В 1934 году перешел в МГПИ на постоянную работу, возглавив физико-математический факультет института. Впоследствии занял должность заместителя директора института по научной работе (1936-1938), а затем - заведующего вновь образованной кафедрой астрономии. В 1940 году Попов вновь вернулся на пост заместителя директора по научной работе.
Во время Великой Отечественной войны, когда в октябре 1941 года немецкие войска вели активное наступление на Москву, и подошли к самым границам столицы, было принято решение об эвакуации МГПИ. В.П. Попов возглавил группу студентов МГПИ, эвакуируемых в город Ойрот-Тура. Туда же была эвакуирована значительная группа преподавателей и студентов Московского индустриально-педагогического института имени К. Либкнехта. Приказом Наркомпроса РСФСР части обоих эвакуированных в Ойрот-Тура педагогических институтов были объединены и переданы МГПИ им. К. Либкнехта. Попов при этом стал исполнять обязанности заместителя директора института и очень хорошо проявил себя при налаживании учебного процесса в непростых условиях эвакуации.
В 1942 году П.И. Попов вернулся в Москву к исполнению своей прежней должности, но почти сразу же после этого, 31 июля 1942 года был назначен директором МГПИ им. В.И. Ленина. В период его директорства коллектив института провел огромную восстановительную работу, переведя подготовку студентов с трехлетних (к ним перешли с началом войны) на четырехлетние учебные планы, пополнив штаты кафедр, наладив бытовую сторону жизни студентов и сотрудников. Пост директора института Попов занимал до февраля 1943 года.
В феврале 1943 года Попов был назначен начальником научного отдела Комитета по Сталинским премиям. В 1943 году перешел на работу во Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР, заняв в нем должность начальника отдела педагогических вузов (1943-1946). В следующие два года занимал пост директора Научно-исследовательского института методов обучения Академии педагогических наук РСФСР.
В 1947 году вернулся на работу в МГПИ им. В.И. Ленина в качестве профессора и заведующего кафедрой астрономии. Эту должность он занимал до 1958 года, когда в связи с состоянием здоровья написал заявление об уходе, но остался работать профессором-консультантом (до января 1963 года).
Профессор П.И. Попов - автор более чем 50 научных и научно-методических работ, в том числе многочисленных учебников и учебных пособий для средней и высшей школы. Широкую известность получила написанная им в середине 1920-х годов научно-популярная книга «Юный астроном» (1926). В 1931 году в серии «Рабочая библиотека по астрономии» выходит объемная брошюра «История взглядов на строение и происхождение Вселенной», популярно излагавшая этапы развития представлений об устройстве и генезисе Вселенной.
От популярных работ Попов постепенно переходит к созданию фундаментальных учебников. В 1934 году под его руководством был написан вузовский «Курс астрономии». Эта работа послужила основанием для присуждения Попову ученой степени кандидата физико-математических наук.
Среди работ, созданных под руководством П.И. Попова, выделяется учебник для педагогических вузов «Астрономия», написанный коллективом авторов, в которой кроме самого Попова входили также К.Л. Баев, Б.А. Воронцов-Вельяминов и Р.В. Куницкий. Первое его издание увидело свет в 1940 году, затем он неоднократно переиздавался вплоть до 1967 года и был переведен на языки народов СССР. Следом за учебником были подготовлены «Практикум по астрономии в педагогических институтах» (1947, совместно с Н.Я. Бугославской) и «Таблицы по астрономии» (1953).
В 1934-1960 годах занимал пост председателя учебно-методической секции центрального совета Всесоюзного астрономо-геодезического общества.
С 1944 года - член экспертной комиссии по астрономии при Высшей аттестационной комиссии СССР.
Член редколлегии журнала «Физика в школе».
:
AAW, bolega, tuzikmm...




  • Попов П.И. Общедоступная практическая астрономия. [Djv- 2.3M] [Pdf- 4.1M] Автор: Павел Иванович Попов.
    (Москва - Ленинград: ОГИЗ: Государственное издательство Технико-теоретической литературы (Гостехиздат), 1946)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: bolega, 2021
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие (5).
      Глава I. Приближенные способы ориентировки (7).
      §1. Ориентировка по Солнцу (8).
      §2. Ориентировка по Луне (12).
      §3. Звездное небо и определение положения звезд (17).
      §4. Ориентировка по звездам (22).
      §5. Приближенное определение времени по звездам (28).
      Глава II. Определение места на Земле (32).
      §1. Географические координаты (32).
      §2. Географические карты (34).
      §3. Звездные карты (37).
      §4. Определение широты (40).
      Глава III. Время и долгота (45).
      §1. Звездное время (46).
      §2. Солнечное время (48).
      §3. Местное и всемирное время. Определение долготы (52).
      §4. Поясное, декретное и оперативное время (54).
      §5. Часы и хронометры. Служба времени (58).
      §6. Изменение вида неба в зависимости от времени и места наблюдения. Подвижная карта звездного неба (61).
      §7. Положение Луны и планет в разное время (69).
      §8. Рефракция. Сумерки (72).
      Глава IV. Понятие об астрономической ориентировке, применяемой в мореплавании и авиации (74).
      §1. Приближенные и более точные способы ориентировки (74).
      §2. Секстан (75).
      §3. Понятие об определении местоположения по двум звездам методом Сомнера (78).
      §4. Определение местоположения методом Сомнера по Солнцу (83).
      Заключение (84).
      Литература (86).
      Приложения (87).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В практической деятельности человека немаловажное значение издавна имели вопросы ориентировки, связанные с перемещением по Земле, определением времени и пр. Попадая в незнакомую местность, человек видел ночью на небе все те же светила, и они служили ему путеводителем или указателем времени. Если в прежние времена небо было единственным путеводителем, то теперь оно также является единственным источником различных способов определения пунктов на Земле, проверки часов, составления точных карт и др.
Опыт Великой Отечественной войны показал, насколько важно широкое знакомство с простейшими способами ориентировки и определения времени по небесным светилам. Знакомство со звездным небом помогает разведчикам находить правильный путь. Знать точно направление нужно и артиллеристу.
В особенности большую помощь оказывает небо с его постоянно блистающими ориентирами - звездами нашим славным летчикам в их дальних ночных перелетах, зачастую протекающих над облаками.
Способы точного определения положений звезд, определения времени, широты и долготы места на Земле и пр. - все это составляет задачу практической астрономии. Помимо самой астрономии - науки, изучающей небесные светила, - практическая астрономия находит применение в геодезии, изучающей нашу Землю, в составлении точных карт земной поверхности, в мореходном деле, а в последнее время и в авиации.
Практическая астрономия в настоящее время представляет собой глубоко разработанную отрасль астрономии с весьма точными; математически обоснованными, специальными методами. Они изучаются и применяются специалистами, которые производят точные измерения и вычисления.
Настоящая книга имеет в виду не специалистов, а широкий круг лиц, практически нуждающихся в астрономических способах ориентировки, - -от бойцов-разведчиков до офицеров всех частей Красной Армии. Поэтому здесь даются только элементы практической астрономии, излагаются доступные всем приближенные способы ориентировки, основанные на хорошем знакомстве со звездным небом, наблюдаемым простым глазом. Затем даются сведения о более точном определении положения небесных светил, времени и места на Земле. В книге также отводится место наиболее распространенному в мореплавании и авиации так наливаемому методу Сомнера для сравнительно простого и быстрого определения места корабля или самолета. Всякие, даже самые простые способы могут быть хорошо усвоены и правильно применяемы только в случае, если понятны те явления, которые при этом наблюдаются. Поэтому в книге уделено достаточное внимание объяснению самих астрономических явлений, связанных с практикой наблюдений и измерений, и необходимым сведениям из так называемой сферической астрономии.
Книге дано название «Практическая астрономия», так как в ней совсем не рассматриваются законы движения небесных тел в пространстве, строение Вселенной, природа небесных тел и их развитие. Эти сведения читатели найдут в других книгах по астрономии, посвященных этим вопросам.
  • Попов П.И. Общедоступная практическая астрономия. [Djv- 4.2M] [Pdf- 7.0M] Издание 2-е, переработанное. Автор: Павел Иванович Попов.
    (Москва - Ленинград: Государственное издательство Технико-теоретической литературы (Гостехиздат), 1950)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: bolega, 2021
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие (5).
      Введение (7).
      Глава I. Приближенные способы ориентировки (14).
      §1. Ориентировка по Солнцу (16).
      §2. Ориентировка по Луне (22).
      §3. Ориентировка по звездам (28).
      Глава II. Небесные координаты и звездные карты (43).
      §4. Горизонтальная система небесных координат (43).
      §5. Географические координаты (45).
      §6. Экваториальная система небесных координат (49).
      Глава III. Измерение времени и проверка часов (55).
      §7. Звездное время (55).
      §8. Солнечное время (57).
      §9. Местное и всемирное время. Поясное и декретное время (67).
      §10. Приближенные способы определения времени (72).
      §11. Часы и хронометры, их проверка. Служба времени (77).
      §12. Летосчисление и календарь (84).
      Глава IV. Определение географической широты и долготы. Линия изменения даты (89).
      §13. Измерение широты (90).
      §14. Измерение долготы (95).
      §15. Линия смены дат (97).
      Глава V. Изменение вида неба в течение года. Подвижная карта звездного неба. Астрономические календари (ежегодники) (98).
      §16. Изменение вида неба в течение года (98).
      §17. Подвижная карта звездного неба (105).
      §18. Положение Луны и планет в разное время (110).
      §19. Астрономические календари и ежегодники (113).
      Глава VI. Некоторые измерительные астрономические инструменты. Исправление измеренных высот (116).
      §20. Универсальный инструмент (116).
      §21. Секстан (121).
      §22. Исправление измеренных величин. Влияние понижения горизонта (126).
      §23. Рефракция (128).
      Глава VII. Понятие об астрономической ориентировке, применяемой в мореплавании и авиации (132).
      §24. Определение местоположения по двум звездам (133).
      §25. Определение местоположения по Солнцу (138).
      Заключение (139).
      Литература (141).
      ПРИЛОЖЕНИЯ:
      I. Греческий алфавит (145).
      II. Планеты (видимые простым глазом) (145).
      III. Список созвездий (146).
      IV. Список ярких звезд с их экваториальными координатами (148).
      V. Таблица широт и долгот (к востоку от Гринича) главнейших городов СССР (150).
      VI. Превращение среднего времени в звездное (152).
      VII. Превращение звездного времени в среднее (153).
      VIII. Таблица перевода времени в дугу (154).
      IX. Продолжительность гражданских сумерок (155).
      X. Натуральные тригонометрические функции (156).
      XI. Экваториальные координаты Солнца (через 10 дней), звездное время и уравнение времени (157).
      XII. Видимость планет в ближайшие годы (158).
      XIII. Формулы перехода от горизонтальных координат h, А к экваториальным а, 8 и обратно (161).
      XIV. Стереографическая сетка Г.В. Вульфа (163).
      XV. Карта магнитных склонений СССР (164).
      XVI. Подвижная карта звездного неба (вкладка).
      XVII. Полярные звездные часы (вкладка).
ИЗ ИЗДАНИЯ: При подготовке книги для первого ее издания ставились задачи дать знакомство с простейшими способами астрономической ориентировки, а для их понимания - и с небесными явлениями, которые связаны с этими способами. Имелось в виду, что книга должна быть доступной во всех своих частях для неподготовленного читателя. Поэтому изложение в ней и велось почти без применения математических формул, за исключением последней главы, описывавшей ориентировку на самолете. Опыт показал, что книга получила более широкое применение, чем предполагалось тогда. Небывалые темпы и размах социалистического строительства в нашей великой стране, не только восстановившей довоенный уровень производства во всех его областях, но и далеко продвинувшей вперед многие из этих областей, - этот размах вызвал и новые потребности во всех видах знания, применений науки, в частности астрономии.
Широкое распространение всевозможных экспедиций для изучения природы и истории нашей необъятной родины, для использования ее естественных богатств, организация экскурсий и пр. - все это требует знакомства со способами ориентировки, с картой, способами определения времени, и не только самыми примитивными, но и более точными, которые могли бы придать результатам, полученным в экспедициях, определенное научное значение. В иных случаях, если даже и не приходится непосредственно проводить работу по определению времени, координат места, измерению силы тяжести и пр., то надо иметь ясное представление о том, как она проводится, чтобы понимать связанные с этим мероприятия. Р этих целях отдельные разделы в книге пришлось расширить и несколько углубить, не останавливаясь перед тем, чтобы использовать и математические формулы и некоторые технические приемы. Возможность использования математики, однако в пределах, не превышающих знаний, даваемых средней школой, диктуется и заметным повышением образовательного уровня в нашей стране.
При переработке для настоящего издания автор учел и то, что книга использовалась преподавателями средней школы, а также служила пособием в различных кружках.
Одним из недостатков первого издания была недостаточная наглядность рисунков, их мелкие размеры. Поэтому ряд рисунков заменен новыми, а отдельные рисунки увеличены...
  • Попов П.И. Общедоступная практическая астрономия. [Djv- 1.5M] Издание 4-е, исправленное. Автор: Павел Иванович Попов.
    (Москва: Государственное издательство физико-математической литературы, 1958)
    Скан, обработка, формат Djv: tuzikmm, 2017
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие к четвертому изданию (5).
      Введение (7).
      Глава I. Приближенные способы ориентировки (14).
      Глава II. Небесные координаты и звездные карты (42).
      Глава III. Измерение времени и проверка часов (54).
      Глава IV. Определение географической широты и долготы. Линия перемены даты (88).
      Глава V. Изменение вида неба в течение года. Подвижная карта звездного неба. Астрономические календари (ежегодники) (98).
      Глава VI. Некоторые измерительные астрономические инструменты. Исправление измеренных высот (114).
      Глава VII. Понятие об астрономической ориентировке, применяемой в мореплавании и авиации (130).
      Заключение (137).
      Приложения (139).
      Литература (160).
ИЗ ИЗДАНИЯ: ...
  • Попов П.И... Астрономия. [Djv-29.3M] [Pdf-45.0M] Учебник для высших педагогических учебных заведений. Авторы: Павел Иванович Попов, Константин Львович Баев, Борис Александрович Воронцов-Вельяминов, Ростислав Владимирович Куницкий. Под общей редакцией П.И. Попова.
    (Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР (Учпедгиз), 1940)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: bolega, 2019
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие (3).
      Введение (5).
      Глава I. Основы сферической астрономии (21).
      Глава II. Основы практической астрономии (59).
      Глава III. Строение солнечной сие темы и движения планет (88).
      Глава IV. Земля (129).
      Глава V. Основы динамической астрономии (149).
      Глава VI. Методы астрофизики (207).
      Глава VII. Луна (249).
      Глава VIII. Планеты и их спутники (265).
      Глава IX. Кометы и метеоры (305).
      Глава X. Солнце (338).
      Глава XI. Общий обзор и физическое строение звезд (388).
      Глава XII. Двойные, переменные и новые звезды. Диффузная материя (440).
      Глава XIII. Наша галактическая система и другие галактики (483).
      Глава XIV. Космогония (510).
      Приложения (543).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Астрономия - одна из наук о природе, изучающая те области ее, которые находятся за пределами нашей Земли, и самую Землю как небесное тело. Слово «астрономия» происходит от греческих слов: «астрон» - светило и «номос» - закон. Астрономию коротко определяют как науку о небесных светилах. Главнейшей задачей астрономии в прежнее время и было изучение движения небесных тел и законов, управляющих этим движением; в настоящее же время астрономия помимо этого исследует природу, строение, физическое состояние и химический состав небесных светил, а также их эволюцию. В современном ее состоянии астрономия тесно связана с физическими науками как по своим методам, поскольку астрономы используют фотографию, спектральный анализ, фотометрию и пр., так и по постановке задач, поскольку на Солнце, звездах и туманностях исследуется вещество при таких температурах и давлениях, которые оставляют далеко за собой все то, чем располагают физики в своих лабораториях. Этим уже определяется ее роль среди физических наук...
  • Попов П.И... Практикум по астрономии. [Djv- 3.7M] [Pdf- 6.1M] Учебное пособие для педагогических институтов. Авторы: Павел Иванович Попов, Наталья Яковлевна Бугославская. Общая редакция: П.И. Попов.
    (Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР (Учпедгиз), 1947)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: bolega, 2021
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие (3).
      Методические указания к проведению практикума (5).
      Задание №1. Общее обозрение неба, наблюдения невооруженным глазом (8).
      Задание №2. Небесная сфера, ее основные линии и точки. Вид неба под разными широтами (10).
      Задание №3. Системы координат. Условия видимости светил. Звездная карта (11).
      Задание №4. Звездное время (13).
      Задание №5. Астрономический календарь (13).
      Задание №6. Подвижная карта звездного неба (15).
      Задание №7. Соотношение между звездным и средним временем (16).
      Задание №8. Истинное и среднее солнечное время. Время и долгота. Местное и поясное время (17).
      Задание №9. Параллактический треугольник. Стереографическая сетка (18).
      Задание №10. Приближенное определение меридиана по Солнцу (19).
      Задание №11. Проверка часов помощью солнечного кольца (19).
      Задание №12. Универсальный инструмент и работа с ним (21).
      1. Задачи и наблюдения с универсальным инструментом (22).
      2. Определение направления меридиана по Полярной звезде (23).
      3. Определение азимута земного предмета (25).
      4. Определение зенитного расстояния земного предмета и места зенита на круге (25).
      5. Определение широты по Полярной звезде (26).
      6. Определение широты по наблюдениям Солнца (27).
      Задание №13. Годичное движение Земли: смена времен года и распределение тепловых поясов (30).
      Задание №14. Видимое и истинное движение планет (31).
      Задание №15. Вычисление эфемериды малой планеты (32).
      Задание №16. Астрономическая труба и наблюдения отдельных небесных объектов (36).
      Задание №17. Специальные наблюдения в телескоп (38).
      Задание №18. Фотография звездного неба (40).
      Звездный атлас (44).
      Задание №19. Определение лучевых скоростей светила (44).
      Задание №20. Физические характеристики звезд (45).
      Задание №21. Диаграмма Ресселла (47).
      Практические работы к методике преподавания астрономии в средней школе (48).
      Гномон. Солнечные часы (50).
      Высотомер или эклиметр (51).
      Модель небесной сферы (51).
      Теллурий (52).
      Фазы Луны и затмения (53).
      Подвижная карта звездного неба (54).
      Астрономическая труба (54).
      ПРИЛОЖЕНИЯ:
      1. Основные астрономические постоянные (57).
      2. Превращение промежутков звездного времени в промежутки среднего времени (58).
      3. Превращение промежутков среднего времени в промежутки звездного времени (59).
      4. Элементы орбит больших планет (60).
      5. Физические характеристики больших планет (61).
      6. Солнце. Луна (63).
      7. Положение на орбитах четырех планет (64).
      8. Список созвездий (65).
      9. Средняя рефракция (67).
      10. Звезды первой величины (68).
      11. Каталог звезд до 3,0 звездной величины (72).
      12. Широты и долготы городов СССР (75).
      13. Части для монтировки подвижной карты (вклейка).
      14. Карта экваториальной полосы звездного неба (вклейка).
      15. Стереографическая сетка для графического решения задач сферической астрономии (вклейка).
      16. Разность между эксцентрической и средней аномалиями (76).
      17. Главнейшие фраунгоферовы линии солнечного спектра (83).
      18. Спектры звезд различных классов (85).
      19. Диаграмма Ресселла вклейка
      20. Допплеровское смещение линий в спектре звезды (87).
      21. Фотография кометы (87).
      22 - 23. Полукруг для высотомера. Циферблат для солнечных часов (89).
      24. Транспортиры для плоскостей меридиана и горизонта (91).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Настоящее руководство появилось в результате опыта проведения практических занятий по астрономии в течение ряда лет кафедрой астрономии Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина под руководством заведующего кафедрой проф. П.И. Попова.
Практические занятия по астрономии, ведущиеся в педагогическом институте параллельно с лекционным курсом, не только служат лучшему пониманию и усвоению этого курса путем решения задач, работы с моделями и пр., но имеют свои самостоятельные задачи: вооружить студентов знакомством с небом и умением производить доступные наблюдения; познакомить их с астрономическими справочниками, картами, таблицами, астрономической трубой, некоторыми измерительными инструментами так, чтобы они умели самостоятельно ими пользоваться, и дать понятие об основных методах астрономических исследований.
Содержание практических занятий не может и не должно охватывать все части курса в одинаковой мере. Целесообразно выделить те вопросы, которые или представляют наибольшие трудности для понимания (и в то же время требуют того, чтобы студенты их хорошо усвоили), или необходимы для приобретения студентами определенных приемов и навыков наблюдений, умения обращаться с инструментами, приборами.
Знакомство с небом и астрономическая ориентировка имеют большое практическое значение. И будущий преподаватель астрономии должен сам овладевать ими, чтобы дать необходимые знания нашей молодежи, у которой в огромном большинстве все астрономическое образование ограничивается средней школой.
Весь практикум, рассчитанный на 35 часов, проводится как в астрономическом кабинете (там же проводятся и лабораторные занятия), так и на астрономической обсерватории или на вышке, где студенты, помимо работы с преподавателем, должны провести самостоятельные наблюдения по установленной программе. Решение отдельных задач и примеров сведено к минимуму и поставлено в связь с лабораторными работами. Для решения числовых задач может быть также использован изданный ранее сборник задач по астрономии Б.А. Воронцова-Вельяминова, как при упражнениях, так и в самостоятельной работе студентов.
Каждый студент, прошедший курс астрономии в педагогическом институте, должен быть методически подготовлен к преподаванию астрономии в школе. Поэтому, помимо практических занятий по курсу астрономии, мы помещаем в конце книги описание ряда работ, имеющих в виду вооружить учителя умением изготовить своими руками или с привлечением к этому учащихся пособия и модели для преподавания астрономии в школе. Пользуясь этими пособиями, учитель может значительно оживить преподавание, поднять интерес к астрономии среди учащихся и облегчить свою работу в школе.