«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Рейнгардт Лидия Яковлевна (искусствовед)

Лидия Яковлевна Рейнгардт 41k

-

(1909 - 1994)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Искусствовед.
Была женой и соавтором марксистского корифея Михаила Александровича Лифшица (1905-1983)
:
Dark_Ambient, Lykas...




  • Рейнгардт Л.Я. (сост.) В защиту искусства. [Djv-Fax- 7.9M] Составление и предисловие: Лидия Яковлевна Рейнгардт. Примечания Л.Я. Рейнгардт, В.А. Крючковой. Оформление: Э.Э. Ринчино.
    (Москва: Издательство «Искусство», 1979. - Академия художеств СССР. Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv-Fax: Dark_Ambient, 2010; предоставил: Lykas, 2023
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие (3).
      I. МАРКСИСТСКАЯ КРИТИКА 1880-1890-х ГОДОВ ВО ФРАНЦИИ.
      П. ЛАФАРГ.
      Принципы натурализма - новый способ оправдания буржуазного общества (10).
      Золя и Бальзак. Две эпохи (13).
      Талант Золя и недостатки натуралистического метода (19).
      Изображение отвратительного без юмора делает натурализм скучным (22).
      Падение обобщающей силы мысли в таких направлениях, как натурализм в литературе, импрессионизм в живописи (24).
      Погоня за ложной новизной (28).
      Дарвинизм на французской сцене (28).
      II. РЕВОЛЮЦИОННЫЙ МАРКСИЗМ В ГЕРМАНИИ.
      1.
      В. ЛИБКНЕХТ.
      Упадок культуры в буржуазном обществе (36).
      К. ЦЕТКИН.
      Искусство и пролетариат (45).
      Отказ от общественного содержания в декадентском искусстве (56).
      Р. ЛЮКСЕМБУРГ.
      Гений Толстого и эпоха упадка буржуазного искусства (57).
      Толстой и современное искусство (57).
      Толстой и Золя (61).
      Толстой и Ибсен (62).
      Декадентство на Западе и в России (63).
      Оскар Уайльд (65).
      Голсуорси (65).
      Немецкая литература эпохи натурализма и символизма (66).
      К. ЛИБКНЕХТ.
      Против искусства, отвергающего общественное содержание (66).
      Общественные условия упадка искусства в позднем буржуазном обществе (68).
      Искусство и наука для народа (69).
      2.
      Ф. МЕРИНГ.
      Упадок немецкой культуры во второй половине XIX века (78).
      Реакционное движение в философии (79).
      Фридрих Ницше и его влияние на литературу (82).
      Искусство и пролетариат (83).
      Натурализм (89).
      Подъем и упадок натурализма в произведениях Герхарта Гауптмана (98).
      Натурализм и неоромантизм (107).
      Капитализм и искусство (110).
      III. МАРКСИСТСКАЯ ТРАДИЦИЯ В РОССИИ.
      Г.В. ПЛЕХАНОВ.
      Путь буржуазной культуры от демократии к реакции. Первые шаги формализма в искусстве (120).
      Падение реализма, натурализм и переход к мистике (124).
      Символизм, его общественные корни и отрицательное влияние на искусство (128).
      Символизм и импрессионизм в живописи (138).
      Поиски искусственной примитивности (142).
      Одностороннее развитие субъективого мира художника в декадентской литературе и живописи. От импрессионизма к кубизму (144).
      Можно ли оправдать модернизм тем, что понятия о красоте меняются? (154).
      Мнимое новаторство модернизма и сила денег. Возможность перехода художников на сторону рабочего класса (157).
      Реакционные идеи враждебны искусству (161).
      Зарождение в недрах упадочного искусства реакции нового типа - открыто проповедующей порабощение большинства меньшинством и культ «сверхчеловека» (164).
      Мнимая левизна и антимещанство декадентов (172).
      Евангелие от декаданса (173).
      IV. В.И. ЛЕНИН И БОЛЬШЕВИСТСКАЯ КРИТИКА.
      В.И. ЛЕНИН.
      Партийная организация и партийная литература (208).
      Реакционный поворот буржуазной идеологии. О «Вехах» (212).
      Материалистическая теория отражения и борьба Ленина против реакционных идей в буржуазной философии эпохи империализма (219).
      Теория отражения (219).
      Материалистическая философия развивает «наивный реализм» здорового человека (220).
      Теория «условных знаков» или «символов» как отступление от материализма (222).
      Против попытки выдать реакционные идеи современной буржуазной философии за революционную культуру пролетариата (группа А. Богданова). Заметки публициста (223).
      Из писем В.И. Ленина А.М. Горькому (225).
      О декадентской литературе. Из письма В.И. Ленина И.Ф. Арманд (230).
      Борьба с попытками навязать Советскому государству модернизм как революционное искусство (231).
      Из речи на I Всероссийском съезде по внешкольному образованию (231).
      В.И. Ленин и футуризм (233).
      А.В. Луначарскому (233).
      М.Н. Покровскому (233).
      Из воспоминаний Н.К. Крупской (233).
      Из воспоминаний А.В. Луначарского (234).
      Из воспоминаний К. Цеткин (241).
      Из воспоминаний Ф. Геккерта (245).
      Из воспоминаний В.Д. Бонч-Бруевича (246).
      Из воспоминаний Е.Р. Левитас (249).
      Из воспоминаний В.Н. Шульгина (249).
      Из воспоминаний И.А. Арманд (249).
      Из воспоминаний С. Сенькина (252).
      Из воспоминаний Ф.Н. Крестина (259).
      Из воспоминаний А. Носковой (260).
      Из воспоминаний Ш. Эка (262).
      Из воспоминаний Г.Д. Алексеева (263).
      Из воспоминаний С.С. Алешина (264).
      Из воспоминаний Н.Д. Виноградова (264).
      Из воспоминаний А.А. Сидорова (264).
      Из воспоминаний Б.Д. Королева (265).
      Из воспоминаний С.Т. Коненкова (266).
      В.И. Ленин о пролетарской культуре и ошибках Пролеткульта (266).
      Из речи на I Всероссийском съезде по внешкольному образованию (266).
      Из речи «Задачи союзов молодежи» (267).
      Из статьи «Странички из дневника» (268).
      Из статьи «Лучше меньше, да лучше» (268).
      О пролетарской культуре (269).
      Набросок резолюции о пролетарской культуре (270).
      Заметки на статье Плетнева (270).
      Н.И. Бухарину (280).
      Документы (281).
      Выписка из протокола №13 (61) заседания Пленума ЦК от 10 ноября 1920 года (вечер) (281).
      Постановление Политбюро ЦК РКП(б) от (22).
      ноября 1921 года за №78А о Пролеткультах (281).
      Выписка из протокола №79 заседания Политбюро ЦК РКП от 24 ноября 1921 года (282).
      О пролеткультах. Письмо ЦК РКП (282).
      Из статьи А.В. Луначарского (285).
      Из выступления Я. Яковлева (285).
      В.В. ВОРОВСКИЙ.
      О «буржуазности» модернистов (286).
      Корни анархического декадентства в буржуазном обществе (293).
      Декадент и купец (297).
      «Лишние люди» XIX века и поворот буржуазной
      литературы к декадентскому активизму (299).
      Леонид Андреев (301).
      Базаров и Санин. Два нигилизма (306).
      Станислав Пшибышевский (307).
      М.С. ОЛЬМИНСКИЙ.
      Преодоление эстетики (310).
      Отречение буржуазной интеллигенции от передовых идеалов демократии (312).
      Поход против М. Горького (315).
      Искусство и Ф. Сологуб (316).
      Ф. Сологуб и мировая война (319).
      По поводу одного рассказа (320).
      Н.К. КРУПСКАЯ.
      О пролетарской культуре (323).
      Несколько слов о Пролеткульте (325).
      Пролетарская идеология и Пролеткульт (328).
      Из статьи «Главполитпросвет и искусство» (332).
      Из статьи «Внимание изобразительному искусству в школе» (333).
      А.В. ЛУНАЧАРСКИЙ.
      Критика буржуазного искусства эпохи упадка (334).
      Новые направления в буржуазном искусстве (334).
      Бунт декадентского искусства (364).
      Салон независимых (365).
      Салоны живописи и скульптуры (368).
      Экспрессионизм (372).
      Буржуазное искусствознание в XX веке (375).
      Критика «левого» искусства послеоктябрьской эпохи (377).
      Буржуазное происхождение «левых» течений (377).
      О ценности художественного наследия (378).
      Мнимое новаторство (379).
      Конструктивизм (383).
      О ложных теориях производственного искусства (384).
      Искусство как производство (384).
      Искусство как идеология (386).
      Приложение I (390).
      Приложение II (406).
      Примечания (423).
      Указатель имен (457).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В книге представлены образцы классической марксистской литературы в борьбе с натурализмом, декадентством и модернизмом. Специальные разделы посвящены марксистской критике 1880-1890-х годов во Франции (П. Лафарг), революционному марксизму в Германии (В. Либкнехт, К. Цеткин, Р. Люксембург, К. Либкнехт, Ф. Меринг).
Марксистская традиция в России представлена Г.В. Плехановым. Книга завершается разделом, посвященным ленинизму (В.И. Ленин и большевистская критика)