«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Швец Степан Иванович

Степан Иванович Швец 138k

-

(31.05.1905)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
...командир эскадрильи 16-го гвардейского авиационного полка 1-й гвардейской авиационной дивизии 1-го гвардейского авиационного корпуса Авиации дальнего действия (АДД), гвардии майор.
Родился 18(31) мая 1905 года в селе Булгаковка ныне Кременского района Луганской области Украины в крестьянской семье. Украинец. В 1931 году окончил 2 курса горного института в городе Сталино (с 1961 года и ныне - Донецк). Член ВКП(б)/КПСС с 1930 года. Работал на Рубежанском заводе силикатного кирпича, на шахте в городе Лисичанск ныне Луганской области Украины.
В Красной Армии с 1931 года. В 1933 году окончил Сталинградскую военную школу летчиков. Работал в Управлении международных воздушных линий Гражданского Воздушного Флота, водил воздушное судно по маршруту Москва - Берлин.
На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1941 года. Во время одного из боевых вылетов его самолет был сбит. Когда С.И. Швец совершал прыжок из объятой пламенем крылатой машины, стропы парашюта перепутались, и он, как следует, не раскрылся. Летчик приземлялся на большой скорости и сломал позвоночник. После нескольких месяцев лечения в госпитале, получил заключение: «К службе в авиации не годен».
Возвратившись в свой 748-й дальнебомбардировочный авиационный полк (с 7 марта 1942 года – 748-й авиационный полк дальнего действия), Швец скрыл, что отстранен от летной работы, и вновь поднимается в небо с болями в позвоночнике. Чтобы облегчить его физические страдания в полете, члены экипажа переделали обычное пилотское кресло с таким расчетом, чтобы С.И. Швец мог водить самолет полулежа.
18 августа 1942 года приказом №250 Народного Комиссара обороны СССР 748-й авиационный полк дальнего действия преобразован во 2-й гвардейский авиационный полк дальнего действия, а в ночь на 30 августа 1942 года экипаж самолета «Ил-4» гвардии майора Швеца С.И. участвовал в воздушном налете на столицу гитлеровской Германии - Берлин. Потом еще последовали несколько налетов, а кроме этого экипаж С.И. Швеца бомбил военные объекты врага в Данциге, Кенигсберге, Плоешти.
В период Сталинградской битвы (с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года), гвардии майор Швец водил свой «Ил-4» на бомбардировку боевых порядков немецко-фашистских войск, скоплений боевой техники и живой силы врага.
С мая 1943 года закаленный в боях летчик-гвардеец дальнебомбардировочной авиации С.И. Швец продолжал боевую работу в составе 16-го гвардейского авиационного полка, который был развернут из состава 2-го гвардейского, на основании директивы НШ АДД №701833 от 13 мая 1943 года.
Во время боев на Курской дуге (с 5 июля по 23 августа 1943 года) гитлеровцы прикрывали сосредоточения своих войск в районе городов Орла, Курска и Белгорода (с 27 апреля 2007 года - Города воинской славы) плотным зенитным огнем, но экипажи дальних бомбардировщиков эскадрильи, вверенной гвардии майору Швецу С.И., искусно маневрируя, всегда наносили сокрушительные удары по противнику.
Командир эскадрильи 16-го гвардейского авиационного полка (1-я гвардейская авиационная дивизия, 1-й гвардейский авиационный корпус АДД) гвардии майор Швец к июлю 1943 совершил сто девяносто успешных боевых вылетов на бомбардировку объектов в глубоком и ближнем тылу врага.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии майору Швецу Степану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№1723).
Вскоре после присвоения высшей степени отличия гвардии майор Швец был назначен командиром 2-го гвардейского Смоленского Краснознаменного авиационного полка дальнего действия, на вооружении которого стояли самолеты-бомбардировщики «В-25». К Дню Победы полк гвардии подполковника Швеца С.И. именовался 2-м гвардейским бомбардировочным Смоленско-Будапештским дважды Краснознаменным авиационным полком.
За все военные годы С.И. Швец на самолетах «Ил-4» и «В-25» совершил двести шестьдесят семь успешных боевых вылетов.
1946 года гвардии подполковник Швец С.И. - в отставке из-за тяжелой травмы позвоночника.
Мужественный ветеран жил в городе Днепропетровск (Украина). Работал старшим лаборантом Днепропетровского государственного университета... Похоронен в Днепропетровске.
Награжден орденом Ленина, 2-я орденами Красного Знамени, 2-я орденами Отечественной войны 1-й степени, медалями, иностранным орденом.
:
...




  • Швец С.И. Под крыльями - ночь. [Djv- 3.1M] Документальная повесть. Издание 2-е, дополненное.
    (Днепропетровск: Промiнь, 1976)
    Скан, обработка, формат Djv: Lykas, 2010
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Накануне (5).
      Неудачный прыжок (21).
      Переформирование (33).
      Первый боевой вылет (48).
      Под крыльями - ночь (57).
      Фронтовые будни (67).
      Дальние маршруты (88).
      Полет на Берлин (105).
      Сталинград (123).
      Над родным домом (146).
      «Запорожец» (151).
      Шестнадцатый гвардейский (174).
      Меня «изобличили»... (183).
      Над полем Курской битвы (188).
      Оборона Ленинграда (198).
      Высокая награда (210).
      Старшина по званию и по призванию (220).
      Принимаю полк (242).
      Последний боевой вылет (278).
      Где же вы теперь, друзья-однополчане? (282).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Автор книги «Под крыльями - ночь» Степан Иванович Швец - Герой Советского Союза, бывший летчик бомбардировочной авиации дальнего действия, проведший все годы Великой Отечественной войны на фронте. Он взволнованно и живо, с яркими и точными подробностями рассказывает о себе и своих друзьях-однополчанах, о том повседневном героизме фронтовиков, который летчики называли совсем буднично - боевая работа.