«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Татаришвили Кондратий Давидович

Кондратий Давидович Татаришвили 413k

-

(21.09.1872 - 09.05.1929)

Уиараго, что означает в переводе «безоружный», - псевдоним писателя Кондратия (Кондратэ) Давидовича Татаришвили.
Царь Александр Великий дал приданное за дочь Татарашвили, когда ее в жены взял мегрельский князь Дадиани. Так появились Татарашвили в Колхети.
Говорят, выбрав себе псевдоним «Безоружный», Кондрате Татарашвили таким образом выразил свою солидарность с положением бесправных крестьян.
Первым Татарашвили, который проявил себя на общественном поприще, был Маркоз. Он принял сан священника и служил в военной части. Священник Маркоз покинул Татарашвили, обосновавшихся в Эки и Ходи, и обосновался в селе Абастумани за 12 километров к югу от Зугдиди. Он пользовался у людей большим авторитетом.
По словам младшего брата Уиараго, заслуженного педагога Калистрате Татарашвили, прототипами описанных в рассказе «Мамлюк» священника Маркоза Лабадзе и его супруги были дед Маркоз и его жена. Все те положительные качества, которые проявляет герой в рассказе, были списаны с дедушки Маркоза.
Священник Маркоз и его супруга Марика Эсебуа воспитали семерых сыновей и троих дочерей. Сыновья Иэсе, Иване и Тимоте остались мирянами, а Эгнате, Андриа и Давит стали духовными лицами.
Давит служил старшим дьяконом в Абаши, когда его супруга Агата Читаиа 2 сентября 1872 года родила первого сына. Мальчика назвали Кондрате, и мегрельская царица Екатерина Дадиани стала его крестной матерью.
В 1879 году Кондрате поступил в сенакское духовное училище в Самегрело. Его учителями были известные деятели - Василь Барнов и Стефане Дзимистаришвили. Училище он закончил с дипломом первой степени и без экзаменов был зачислен в тбилисскую духовную семинарию. Именно в то время он начал писать. Летом он обучал детей.
С 1887 года учился в тбилисской, а с 1893 года в киевской духовной семинарии (закончил в 1894). Затем вернулся на родину. Первый рассказ «Прощай» был опубликован в журнале «Вестник» в 1895 году. В 1896 году, в возрасте 24 лет, после вступления в брак, Кондрате Татарашвили получил сан священника. Вначале священник Кондрате служил в селе Кирцхи Зугдидского округа, где основал приходскую школу. По рассказам современников, ученикам из бедных семей в первую очередь доставляли бесплатные книги и тетради.
В 1902 году он продолжил службу в тбилисской русской церкви Иоанна Крестителя. При той церкви он открыл женскую школу, которой сам заведовал и параллельно занимался педагогической деятельностью в кукийской миссионерской школе. Священник Кондрате сурово воевал против разделения грузинских студентов из духовной семинарии.
В 1906 году он принял участие в совещании тбилисского духовенства, на котором основным требованием было восстановление грузинской автокефальной церкви. В связи с этим на него начались гонение, из-за которых Кондрате Татарашвили вынужден был покинуть страну (альтернативная версия: заступился за приговоренных к смерти военных революционеров).
Первый рассказ «Прощай» был опубликован в журнале «Вестник» в 1895 году. В 1896 году Кондрате Татарашвили принял сан священника. В 1906 году был исключен из церкви из-за того, что заступился за приговоренных к смерти военных революционеров.
Уиараго продолжил интенсивный литературный труд. Сотрудничал с журналами и газетами («Вестник», «Нива», «Борозда», «Друг», «Времена» и других). В рассказах «Я и мой дядя», «На чай», «Неприятная встреча», «Реакция», «Беспристрастная оценка», «Устав» (1900-1913) писатель обличал порочность буржуазного общества. Его публицистика была направлена против царизма. В 1912 году Уиараго под надзором полиции был вынужден покинуть Грузию.
С 1912 по 1919 годы он обучался в Брюссельском университете на геологическом отделении факультета естественных наук. После возвращения в Грузию (1921 г.) работал ассистентом на кафедре геологии в Тбилисском Государственном Университете, а с 1923 года также работал в Грузинском Государственном музее на отделении геологии. Научные труды Уиараго, в основном, касаются гидрогеологических вопросов Колхидской низменности, Алазанской долины и восточной части Триалети. Также он исследовал вопросы строительных материалов и месторождения бентонитовой глины.
Наиважнейшим сочинение Уиараго, которое снискало ему всеобщее признание, стал исторический рассказ «Мамлюк» (опубликован в сборнике «Наковальня», книга II в 1912 году. В 1958 году был снят фильм «Мамлюк»). Рассказ касается острейшего недуга старой Грузии - продажи крепостных за границу. Резкий, патриотический, острый сюжет в сочетании со светлым вдохновляющим стилем привел этот «маленький шедевр» (по словам Т. Табидзе) к широкой популярности.
Перу Уиараго принадлежит также роман «Искатели» (написан в 1902 году, впервые в сокращении напечатан в журнале «Светило» в 1940 году). В 1957-1958 годах был издан полный сборник сочинений писателя в двух томах (а затем монографический очерк и библиографические заметки автора Соломона Циашвили).
Похоронен Кондрате Татарашвили в Тбилиси, в дидубийском пантеоне писателей и общественных деятелей.
.
кондратий давидович татаришвили на страницах библиотеки упоминается 1 раз:
* Татаришвили Кондратий Давидович
Издания:
* Уиараго. Мамлюк. (1960)
  • Уиараго. Мамлюк. [Djv-10.0M] Историческая повесть. Перевод с грузинского Георгия Цагарели. Редакция и предисловие Георгия Леонидзе. Иллюстрации художника В. Месхи. Супер-обложка и титульные листы художника И. Дивногорцевой-Григолия.
    (Тбилиси: Издательство Союза писателей Грузии «Заря Востока», 1960. - Академия наук Грузинской ССР. Институт истории литературы им. Руставели)
    Скан, обработка, формат Djv: Руслан Панасенко, 2013
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Г. Леонидзе. Ценный памятник исторического прошлого (5).
      Уиараго. Мамлюк. Перевод Г. Цагарели (11).
      Г. Бей-Мамиконян. Судьба мамлюка (109).
.
.