|
-
(07.08.1929 - 10.05.1990)
...русский советский писатель, прозаик. С детства жил в Ленинграде, поступил в школу, весной 1941 выехал в псковскую деревню к родным и с началом войны оказался на оккупированной территории. Васильев провел в оккупации 3 года, видел борьбу партизан с захватчиками, расстрелы стариков и детей, был свидетелем того, как отказавшихся переселиться за резервную линию обороны «Пантера» гитлеровцы уничтожали целыми деревнями. После освобождения Псковского края вернулся в Ленинград, в 1947 поступил в судостроительный техникум, затем учился в институте связи им. Бонч-Бруевича, электротехническом институте им. Ульянова (Ленина), по окончании которого (1955) работал в НИИ. В 1972 защитил диссертацию и стал кандидатом технических наук. Автор восьми изобретений, нескольких научных работ. К литературному творчеству Васильев обратился из потребности рассказать о жестоких картинах войны, о том, что волновало и мучило. Занимался в литературном кружке при Лениздате. Первая публикация - рассказ «Парень в кепке» в сборнике молодых авторов «Начало пути» (1960). Рассказы, повести печатались в сборниках «Точка опоры» и «Молодой Ленинград», в журналах «Аврора», «Нева», «Звезда», «Огонек», «Работница», «Крестьянка», «Костер». Первая книга «Парень в кепке» вышла в 1971, впоследствии Васильев издал еще 12 книг повестей и рассказов. По сценарию Васильева снята кинокартина «Кадкина всякий знает» («Ленфильм», 1977). Первые произведения Васильева воссоздают страшные и героические картины оккупации. В. рассказывает о том, чему сам был свидетелем. Кончина его прабабушки, которую немцы сожгли живьем в 1943, описана в повести «Выбор». Мужество, несгибаемая воля народа воплощены в образе Ивана Реброва - героя одноименной повести (1972), прообразом которого послужил дядя писателя. Для Реброва, перенесшего немало тягот и до войны, с приходом немцев невыносимо положение раба на собственной земле, и он становится участником сопротивления. Детективный сюжет повести «От прямого и обратного» - не самоцель, а возможность для психологического раскрытия судьбы человека, ставшего предателем. Писателя интересуют истоки падения человека. Остро-драматичны военные рассказы «Весной, после снега», «Пятый рот». Главный вопрос, которым задаются многие герои Васильева, - смысл человеческого существования, смысл страданий: «За что жизнь меня так?», «Зачем человеку дается жизнь?» Ответ писатель находит в гуманистическом принципе: «Надо жить для людей, для добра» («От прямого и обратного»). Критики отмечают точный, образный язык прозы Васильева. Среди ее достоинств - достоверность, «неожиданность ситуации, композиционного поворота... умение автора проследить за внутренней логикой развития характера... русского характера» (Веселов В.-С.316). Пейзажи Васильева психологичны, «очеловечены», связаны с развитием сюжета. «Острое, чуткое восприятие жизни имеет глубокие корни, оно питаемо не поверхностным, не книжным знанием» (Кутузов Е.-С.53). Художественный дар В. называли «светлым талантом» (С. Воронин. Книги Павла Васильева. С.443). Сборник «Весной, после снега» (1972) - поэтическая, чистая книга «о замечательных людях, сильных духом своим, традициями, любовным отношением к Родине, к земле, к труду» (Кутузов Е.-С.53). Повесть «Веселыми и светлыми глазами» из одноименного сборника (1981) - о молодом специалисте, создающем электронные приборы для подводных лодок. Как и другие произведения В. из этой книги, она написана «легко и прозрачно, с юмором и влюбленностью в людей, которые самозабвенно делают свое дело» (Курбатов К.-С.55). «Сберегли ли мы в сохранности все самое хорошее, завоеванное такими страданиями, лишениями, каких не ведал в мире никто?» - спрашивает герой повести «Судома-гора» (1982) друга военного детства, с которым не виделся 40 лет. Это одновременно и вопрос автора к своему поколению, к самому себе. Нравственные проблемы ставятся и в др. рассказах книги: «По деревне шла и пела», «Фокус-покус», «Небольшая история». Сборники «Турухтанные острова» (1986), куда вошли также повести «Машина времени», «Задача из теории вероятностей», посвящен жизни ученых, сложным проблемам взаимоотношений в науч. коллективах, неординарным характерам. Глубокое знание жизненного материала определено тем, что автор много лет работал в научных учреждениях. Незадолго до своей кончины, в начале 1990 Васильев представил в издательство «Советский писатель» роман «Страсти по Ивану», но из-за финансовых причин книга не вышла...
: ... |
|