«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Зайцев Олег Серафимович (ученый-химик, педагог)

Олег Серафимович Зайцев 783k

-

(30.03.1935 - 03.01.2018)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Олег Серафимович Зайцев (30 марта 1935 года, Москва - 3 января 2018, там же) - советский и российский ученый, доктор педагогических наук (1986), профессор (1991), заведующий лабораторией методики обучения химии в высшей и общеобразовательной школе (1975) химического факультета МГУ. Заслуженный деятель науки Российской Федерации (1996). Автор учебных пособий по общей химии
В 1957 году окончил химический факультет МГУ. Был профессором кафедры общей химии (1991), заведующим лабораторией методики обучения химии в высшей и общеобразовательной школе (1975) химического факультета, членом Экспертного совета Министерства образования РФ, совета по проблемам химического образования. Является кандидатом химических наук (1965), доктором педагогических наук (1986).
В 1979 году по инициативе Олега Серафимовича на базе химического факультета был организован кабинет «Методики и научных основ преподавания химии». Создание такого кабинета в стенах классического университета было продиктовано насущными потребностями не только химического факультета МГУ, но и химического образования в стране в целом. Кабинет в 1989 году стал лабораторией «Методики обучения химии» кафедры общей химии.
О.С. Зайцев занимался термодинамикой и кинетикой химических процессов, открытых систем, теоретическими и прикладными проблемами естественнонаучного образования, методикой обучения химии в высшей и средней школе, системным и деятельностными подходами в обучении, формированием творческого мышления, научной речи и научного общения учащихся.
Зайцев разработал метод термодинамического изучения малых количеств оксидных фаз в газовых смесях водорода и воды при высоких температурах. Участвовал в создании фундаментального справочника АН СССР «Термические константы веществ» (1965-1981).
Содержание химической науки представлено ученым в виде трех основных учений: о направлении химического процесса (химическая термодинамика), о его скорости (химическая кинетика) и о строении вещества. На основе этого педагогического принципа научности он впервые ввел в курсы общей химии для высшей школы научное содержание химической термодинамики (1969) и химической кинетики (1983), а впоследствии представления этих областей науки включил в школьные курсы химии (1997). Является автором ряда учебников и учебных пособий Защитил кандидатскую диссертацию по теме «Термодинамические исследование ферритов (оксидных фаз)», а также докторскую диссертацию «Принципы построения методической системы обучения химии».
Подготовил 10 кандидатов и 3 докторов наук. Опубликовал более 300 научных работ.
Олега Серафимовича интересовала проблема обучения химии. В Московском университете он читал курсы лекций по химии для студентов естественнонаучных факультетов, спецкурс по методике обучения химии. Был заведующим практикумом общей химии, создал и внедрил в учебный процесс новый лабораторный практикум, основанный на исследовательском и групповом подходах к обучению химии и формирующий научное общение студентов.
Его работы в области химического образования сосредоточены на поиске конкретных методик формирования творческого научного мышления учащихся, на выделении главных учений естественных наук и приемах структурирования их учебного содержания на основе системы изучаемой науки и сети внутридисциплинарных и междисциплинарных связей. Ученый разрабатывал методы развития устной и письменной речи, рассматривал вопросы организации групповой познавательной деятельности на лабораторных и семинарских занятиях, проблемы диагностики формируемого типа мышления, оценки приобретенных знаний, использовании компьютеров в обучении и другие теоретические и прикладные вопросы учебного процесса.
Для проведения семинарских занятий студентов по химии предложил задания, совмещающие научные проблемные и расчетные задачи, способствующие развитию устной и письменной речи учащихся.
:
derevyaha, fire_varan...




  • Зайцев О.С. Познавательные задачи по общей химии. [Pdf-Fax- 2.9M] Автор: Олег Серафимович Зайцев. Редактор: Е.М. Соколовская. Обложка: художник Л.А. Бабаджанян.
    (Москва: Издательство Московского университета, 1982)
    Скан, обработка, формат Pdf-Fax: derevyaha, fire_varan, 2023
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие для студентов (3).
      Предисловие для преподавателей (10).
      Общие вопросы (14).
      Учение о строении вещества (19).
      Учение о направлении химических процессов (41).
      Учение о скорости химических процессов (119).
      Учение о периодическом изменении свойств элементов и их соединений (148).
      Вопросы и задачи различного типа (160).
      Литература (177).
      Соотношения между некоторыми единицами различных систем (179).
      Указатель типа задач (180).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В пособии даны вопросы и задачи (более 900), которые требуют для решения привлечения дополнительных сведений, дают после решения новые знания и способствуют усилению познавательной активности студентов при изучении курса общей химии. Цель пособия - формирование у будущих специалистов способностей к творческому мышлению.
Пособие рассчитано на студентов и преподавателей химии высших учебных заведений в их работе на лекциях и семинарах и при самостоятельной подготовке студентов. Задачи пособия могут быть также использованы для контроля усвоения знаний и диагностики развития творческого химического мышления.
  • Зайцев О.С. Химическая термодинамика к курсу общей химии. [Pdf-Fax- 5.4M] Автор: Олег Серафимович Зайцев. Переплет: художник Б.А. Шехтман.
    (Москва: Издательство Московского университета, 1973)
    Скан, обработка, формат Pdf-Fax: derevyaha, fire_varan, 2023
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие редактора (3).
      От автора (5).
      Глава 1. Газовая постоянная (8).
      Глава 2. Кинетическая теория газа и температура (11).
      Глава 3. Теплоемкость (14).
      Глава 4. Изменения энтальпии и внутренней энергии (21).
      Глава 5. Константа скорости химической реакции (26).
      Глава 6. Энергия активации (28).
      Глава 7. Энтропия активации (35).
      Глава 8. Химическое равновесие (38).
      Глава 9. Константа химического равновесия (41).
      Глава 10. Тепловые эффекты процессов (51).
      Глава 11. Закон Гесса (58).
      Глава 12. Закон Кирхгофа (63).
      Глава 13. Изобарно-изотермический потенциал реакции (68).
      Глава 14. Энтропия и ее изменение (72).
      Глава 45. Направление химической реакции (77).
      Глава 16. Степень прохождения реакции (84).
      Глава 17. Фазовые переходы (99).
      Глава 18. Определение термодинамических величин (103).
      Глава 19. Направление электродных процессов (111).
      Глава 20. Зависимость электродных потенциалов от концентрации раствора (126).
      Глава 21. Направление реакций окисления-восстановления (136).
      Глава 22. Константа равновесия реакции и работа процесса (145).
      Глава 23. Законы термодинамики (155).
      Глава 24. Третий закон термодинамики (158).
      Глава 25. Термодинамика несовершенств в кристаллах простых веществ (169).
      Глава 26. Термодинамика химической связи (183).
      I. Энергия связи (183).
      II. Энтропия связи (210).
      Глава 27. Термодинамика ионных реакций (233).
      Заключение (265).
      Приложения (266).
      Приложение 1. Термодинамические характеристики элементов и их соединений (266).
      Приложение 2. Энергии диссоциации двухатомных молекул (275).
      Приложение 3. Средние энергии связей (276).
      Приложение 4. Стандартные потенциалы восстановления Е° (277).
      Приложение 5. Термодинамические характеристики соединений и ионов в водных растворах (288).
      Таблица логарифмов (290).
      Периодическая система элементов Д.И. Менделеева (292).
      Список литературы (293).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Современная общая и неорганическая химия быстро превращается из описательной науки в количественную. Почти полное отсутствие знаний по высшей математике у студентов первого курса крайне затрудняет введение в программу новых важнейших разделов химии, в том числе и термодинамики. В книге без применения высшей математики в простой форме изложены элементарные основы химической термодинамики.
Пособие предназначено для студентов первого курса нехимических специальностей вузов, однако оно может заинтересовать самый широкий круг читателей, так как знакомит с практическими навыками термодинамических расчетов. Доступность изложения позволяет также рекомендовать книгу преподавателям химии средних школ.